Согласно Энергетической стратегии, разработанной правительством, нам удастся существенно сократить потребности в импортируемых энергоресурсах, конфликты вокруг которых разгораются с каждым годом все чаще и чаще. Электричество, тепло и природный газ можно будет получать из угля в больших количествах, используя потенциал страны, считает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Более того, мы сможем нарастить экспорт электроэнергии, произведенной из собственных запасов угля, полагает эксперт.
«Ежегодное производство электроэнергии в Украине, согласно Энергостратегии, в ближайшие 20 лет увеличится в 1,5 раза, или на 94 млрд кВт-ч, – с 188 млрд кВт-ч в 2010-м до 282 млрд кВт-ч в 2030-м. При этом большую часть дополнительно спроса должны покрыть АЭС, а также работающие преимущественно на угле ТЭС и ТЭЦ за счет увеличения производства». На эти предприятия делается основной упор. Считается, что с 2010 по 2030 год они смогут обеспечить переработку дополнительных 24 млн т энергетического угля, нарастив его добычу к 2030 году до 75 млн тонн.
Почему необходимо задействовать именно уголь
Прогнозные запасы угля в Украине насчитывают 120 млрд. т. в Прошлом году было добыто 85,9 млн т. Этот показатель свидетельствует о том, что данного ресурса много и его добычу можно увеличить до 130 млн, говорится в Энергетической стратегии. Зачем это делать? Уголь - относительно дешевый ресурс, который пока не требует иностранных инвестиций. С его добычей без особенных проблем справляются угольные предприятия, в большинстве своем – государственные, поскольку они ежегодно получают дотации на тонну добываемого угля. К примеру, в январе-августе 2013 года убытки этих предприятий превысили 9 млрд грн, но в этот же период государство выделило на их покрытие 8, 951 млрд. грн., то есть, фактически компенсировало отрасли потери. Дотации необходимы угольщикам, чтобы они могли безболезненно наращивать производство этого ресурса, закупочная стоимость которого не превышает в среднем 500 грн за тонну (в январе-августе 2013 – 502,4 грн) при себестоимости 1,4 тыс. т. Для сравнения. Отечественная промышленность в настоящее время закупает импортный природный газ по цене около 4 тыс. грн за 1 тыс. кубометров. Именно поэтому таким потребителям, как ТЭС приходится иметь дело с углем, а не природным газом, поскольку электроэнергия на таком ресурсе была бы очень дорогой для нас с вами и поставщики данной энергии потеряли бы в нашем лице платежеспособных покупателей.
Электричество и тепло из угля
Переведение ТЭС, и особенно ТЭЦ на использование угля является стратегической задачей, поскольку именно эти предприятия являются основными энергозависимыми объектами и потребителями угля в стране. Посчитано, что к 2015 году потребление углей в Украине достигнет практически 100 млн т в год. Из этого объема понадобится почти 50 млн т электростанциям, более 36 млн т – коксохимическим предприятиям, производящим кокс для металлургов. Это около 90% всего потребляемого страной угля. Поэтому еще в 2010 году ТЭЦ и ТЭС дано задание максимально уйти от использования природного газа, и приступить к использованию угля собственной добычи. Крупный экспортер электроэнергии компания ДТЭК Рината Ахметова также проявила интерес к превращению углей в газ. В конце прошлого года она договорилась с фирмой Linc Energy (Австралия) об освоении подобных технологий в Украине. «Сотрудничество с Linc Energy – это новый взгляд на эффективное и безопасное использование угля. Экологически чистый способ получения синтез-газа позволяет задействовать угольные залежи, бесперспективные для разработки традиционным шахтным методом, причем получаемый продукт можно использовать не только в энергетике, но и в производстве моторного топлива, масел, удобрений, фармацевтических компонентов. Первый синтез-газ мы ожидаем в 2014 году», - сообщил гендиректор ДТЭК Максим Тимченко. Привлекает в этом подходе то, что себестоимость подземного синтез-газа ниже, чем сланцевого, добычу которого сейчас активно продвигает правительство. Она примерно соответствует затратам добываемого в Украине природного газа, уверяют эксперты.
Но в процессе перехода на газ из углей существуют свои подводные камни. К примеру, как справляться с загрязнением окружающей среды, которая неизбежна в случае перехода на уголь. Замечено, что уровень выбросов углекислого газа в этом случае вдвое больше, чем при применении природного газа. А технологии очистки побочных элементов дорого обойдутся предприятиям. Это существенно сдерживает предприятия от массового перехода на данный ресурс. Поэтому подобные проекты требуют дополнительной государственной поддержки.
Экономия бюджетных средств
Существуют технологии, разработанные компаниями Shell, Lurgi, British Gas, Texaco, которые позволяют успешно справляться с переработкой углей в газ, например, путем так называемой подземной газификации углей, при которой выбросы вредных веществ в атмосферу существенно ниже. Активно используют подобные технологии такие продвинутые компании как General Electric (GE), Siemens, Mitsubishi. Правда, такая установка обойдется покупателю в пределах 1 млрд долларов. При этом считается, что расход угля на получение 1 млрд куб м газа составит 2,2,4 млн т. В Энергостратегии расчет сделан на то, что данные технологии потребуют дополнительного использования 16 млн т угля. На выходе Украина получит примерно 8 млрд куб м газа, что составляет почти половину добываемого в Украине объема и нужд населения. Или почти треть поставок природного газа из России, которые Украина вынуждена осуществлять, подписав контракты с «Газпромом». Чтобы выполнять эти контракты, мы вынуждены тратить миллиарды долларов из госбюджета на то, чтобы «Нефтегаз Украины» рассчитался за поставленный энергоресурс. За эти средства можно было бы построить больницы, школы, организовать питание школьников за государственный счет и реализовать еще много полезных проектов в сфере здравоохранения и образования.
Китай передовик в использовании углей для промышленности
Пока в Украине спорят по поводу применения технологий замены газа углями, Китай является ярким примером того, как можно конкурировать на мировых рынках, превращая уголь в природный газ. Мало кто знает, что отечественный концерн «Стирол» строился еще в те времена, когда промышленность работала на угле и удобрения получала именно из этого энергоресурса. Но впоследствии было решено перейти на технологию переработки природного газа, которого было много, и он был дешевый. В итоге, в сентябре этого года «Стирол» вынужден был остановить производство, построенное на переработке дорогого российского газа, а китайские производители карбамида, выпущенного из синтез-газа, заполонили рынок своим дешевым продуктом. Кроме того, Китай еще выделил Украине кредит на осуществление проектов по переработке углей в газ.
Шахтерский труд будет снова востребован
Уголь – подручный ресурс. Если в Украине будут применяться технологии замены природного газа на уголь, а также вырастет производство и экспорт электроэнергии, то это позволит решить целый комплекс проблем в экономике Украины. Помимо того, что это вызовет рост ВВП, увеличение добычи и применение углей сделает отрасль привлекательной для инвесторов. Сейчас они слабо представляют бизнес, в котором за наращиванием добычи не следует внутреннее применение данного ресурса. Государственная поддержка создаст дополнительный стимул развивать угледобывающие проекты в Украине. Это дает свои социальные плюсы на региональном уровне – дополнительные рабочие места, снижение уровня безработицы. Поскольку в переработке угля задействованы целые отрасли промышленности, можно рассчитывать и на их развитие. А это уже миллионы рабочих мест, миллиарды инвестиций и экономии бюджетных средств.