Мининфраструктуры озаботилось вопросом совершенствования системы выдачи разрешений на международные автомобильные перевозки. Вопреки всем усилиям АсМАП и предыдущим мерам, многолетняя проблема дефицитных разрешений до сих пор не решена и угрожает украинским перевозчикам потерей доли на ключевых рынках. Шаги, предлагаемые транспортным ведомством, позволят преодолеть один из главных барьеров на пути развития автотранспортной отрасли.
Внимание Мининфраструктуры сфокусировалось на проблемах автотранспортной отрасли: как заявил во время конференции в Ялте, посвященной развитию автоперевозок, первый замминистра Константин Ефименко, ведомство занялось вопросом разрешений для автомобильных перевозчиков. А именно - планируется разработать механизм контроля выдачи, использования и возврата разрешений. Потребность в этом возникла в связи со случаями неэффективного использования участниками рынка дефицитных документов. «Имеется большое количество неиспользованных разрешений, оставшихся у недобросовестных автоперевозчиков, создавая тем самым искусственный дефицит», - объяснил замминистра.
По данным Мининфраструктуры, за январь-август 2013 года в соответствии с общей годовой квотой автоперевозчикам было выдано 456 тыс, или 64%, из общего предусмотренного объема в 717 тыс разрешений. При этом из них было сдано неиспользованными 364 тыс разрешений. «Такая ситуация недопустима, и для ее урегулирования Мининфраструктуры совместно с АсМАП обсудит внедрение системы четкого контроля выдачи и возврата разрешений», - заявил Ефименко.
Для разрешения этого вопроса Мининфраструктуры создает рабочую группу, которая должна заняться выработкой порядка контроля. Одним из направлений для решения проблемы будет разработка программного продукта, который позволит организовать системный учет и контроль над выдачей, использованием и возвратом разрешений. Суть новшества в том, что такая система позволит исключить выдачу следующего разрешения в случае, если предыдущее не возвращено вовремя.
Понятие «вовремя» также должно обрести новый смысл. В частности, Мининфраструктуры считает необходимым отработать с АсМАП сроки использования разрешений. «Можно, например, установить срок использования разрешений стран ЕС и СНГ в течение 20-30 дней после его получения, а разрешений более дальних государств как Казахстан и Узбекистан - около 45 дней»,- предложил замминистра.
Стоит напомнить, что практически все перевозки грузов автомобильным транспортом из Украины осуществляются на основании двусторонних разрешений. Не смотря на то, что чиновники транспортного ведомства совместно с АсМАП уже много лет ведут с рядом стран планомерную работу по созданию безразрешительной системы перевозок, такие разрешения все еще необходимы украинским транспортникам для 46 стран. Квота разрешений, выдаваемых автомобилистам, устанавливается ежегодно во время заседаний смешанных двусторонних комиссий по вопросам международных перевозок и грузов.
Система квот, построенная на принципе паритета, сильно усложняет жизнь отечественным автоперевозчикам. Ведь ситуация сложилась так, что в Украине этот рынок развит существенно лучше, чем во многих соседних странах, а автопарк наших автомобилистов численно в разы превосходит количество авто у конкурентов.
В условиях действующей системы перед началом каждого нового года компании-автоперевозчики подают заявки в транспортное ведомство своей страны или профильную ассоциацию относительно желания осуществить те или иные перевозки. Подтверждением планов могут служить или объемы перевозок текущего года, или контракты будущего года, или просто задекларированные планы.
На основании пожеланий транспортных компаний Украина и другие страны формируют свой пакет предложений по квотам на перевозки к другим странам. В части случаев пожелания стран удовлетворяются полностью, а часто лишь частично. Часто на практике страны обмениваются одинаковым количеством разрешений.
В случае неполного удовлетворения запросов внутри страны чиновники, руководители профильных ассоциаций и участники рынка принимают решение о сокращении ранее заявленных квот перевозчиков. А так же продолжают вести переговоры и готовить новые доводы по увеличению количества разрешений.
Система распределения и выдачи назначений всегда вызывала нарекания автоперевозчиков. В свое время специально под цели выдачи разрешений в Украине была создана компания СМАП, которая функционировала в виде ГП и подчинялась Мининфраструктуры. СМАП выдавал разрешения через собственный офис, а также в пунктах пропуска на госгранице в своих представительствах, где основанием для получения разрешения был сам факт загруженного и прошедшего все таможенные процедуры транспортного средства. Жалобы на СМАП касались многих параметров: и скорости обслуживания, которая зачастую приводила к бесконечным заторам, и прозрачности распределения разрешений, которая не позволяла отследить распределение особо дефицитных «дозволов». Также участники рынка называли необоснованно завышенной стоимость разрешительных документов и упрекали ГП в неэффективном использовании финансовых ресурсов.
Ввиду этих недостатков и в результате длительных дискуссий между участниками рынка и отраслевыми регуляторами СМАП было ликвидировано, а вместо него функции по выдаче разрешений перешли «Укртрансинспекции». Основным смыслом реформы называлось то, что теперь выдачей разрешений будет заниматься не коммерческая структура, заинтересованная в заработке денег, а регуляторный орган. Тем не менее, по мнению многих автоперевозчиков, рокировка привела по сути лишь к небольшой смене регуляторной политики на автотранспорте, а на деле – лишь усугубила ситуацию с дефицитными документами. Например, если при работе СМАП оформить разрешение можно было в 60 пунктах выдачи, то «Укртрансинспекция», выдающая разрешения с 1 сентября 2012 года, располагает лишь 16 такими точками.
Ухудшилась и сама процедура оформления документов. По данным автоперевозчиков, если раньше разрешения от СМАП на границе нужно было ждать 30 минут, то с началом работы «Укртрансинспекции» срок ожидания увеличивался порой до суток. Участники рынка отмечали недостатки многих организационных моментов структуры и выражали опасения, что незначительных ресурсов ведомства не хватит для налаживания четкого процесса распределения и выдачи «дозволов». «Ликвидировать СМАП – это еще полдела. Вторая половина – это заставить работать новую систему. Думаю, нужно больше полномочий в распределении разрешений отдать самим участникам рынка, например, создать некую независимую систему резервирования», - говорит один из них.
Также, как говорят представители автоперевозчиков на условиях анонимности, неразбериха при передачи полномочий от одной структуры к другой привела к созданию немалого «черного» рынка разрешений. К примеру, в начале года обнаружились «дыры» в учете около 2 тыс разрешений Румынии, потом преждевременно закончились разрешения в Казахстан, при этом их продолжали оформлять на границе. Участники рынка утверждают, что на «черном» рынке стоимость некоторых разрешений доходит до 1,5-2 тыс долл., хотя их официальная цена – 49 грн. Готовность перевозчиков платить такую сумму понятна, если учесть, что предусмотреть наличие или отсутствие разрешений наперед они не могут, а потому не могут и планировать свою деятельность и зачастую грузят машину на свой страх и риск.
Другими словами, инициатива Мининфраструктуры по созданию специальной электронной системы, которая позволит сделать систему распределения разрешений более понятной, прозрачной и доступной всем участникам рынка, вполне логична и закономерна. Она позволит не только снять вопросы коррупции, но и решит проблему неэффективного использования разрешений в условиях их острого дефицита, а также позволит перевозчикам планировать свои контракты исходя из надежных и подтвержденных данных.
К сожалению, проблема дефицита «дозволов» по-прежнему остается актуальной, особенно часто возникает нехватка документов в такие страны, как Италия, Австрия, Казахстан, Турция. На этот год Украина получила суммарно на 30 тыс. иностранных разрешений больше, чем в прошлом году. Также было получено дополнительно 200 разрешений от Азербайджана, 5500 - от Беларуси, 1300 - от Румынии (в том числе 1000 транзитных). Россия выдала нам в начале года 500 разрешений в/из третьих стран и 6000 транзитных. Тем не менее, спрос на разрешения по-прежнему превышает предложения, так что вопрос их эффективного распределения и использования – фактически вопрос выживания этого рынка.