00:21

вторник,
07 мая

Елена Цыплакова: «В детстве я пыталась ходить по воде»

27.08.2013 / 09:22 1
Елена Цыплакова: «В детстве я пыталась ходить по воде»
фото - Виталий Лазебник
Известная советская актриса рассказала «Взгляду» о новой картине, предстоящем юбилее и о чудесах в ее жизни

Милашка Кэтти из «Трех Мушетеров» и экстравагантная певица Катя Боброва из фильма «Мы из Джаза». Автор суровой картины «Камышовый рай» и драмы «На тебя уповаю», от которой рвется душа. В Елене Цыплаковой удивительным образом сочетаются женственность и жесткость, обаяние и сила духа. Сейчас, как режиссер, звезда советского кинематографа снимает в Киеве многосерийный фильм «Пока станица спит» производства кинокомпании Мостелефильм. Народная артистка России рассказала «Взгляду» о своем детстве, знаковых ролях и о том, как ее фильмы преображают людей.

— Вы неоднократно сетовали на то, что съемки сериала отнимают много энергии и здоровья. Долго ли собирались с силами, чтобы приступить к работе над 250-серийной лентой?

— Я не сетовала, это факт (Смеется). Когда работаешь как минимум - по 12 часов в сутки и всего один выходной в неделю — это действительно непросто. Но при всей усталости я получаю удовольствие от того, что делаю. Проект «Пока станица спит», который мы снимаем вместе с режиссером Батой Недичем, уникальный: 1911 год, жизнь провинциального городка и казацкой станицы.

Сегодня на экране очень мало историй, которые заставляют думать человека о его духовной жизни. Сейчас стало нормой на экране видеть убийства, страсти-мордасти, всевозможные грехи. Как говорили старцы: «Грех, соделавшись привычным, перестает быть отвратительным». А здесь — не только грех, но и покаяние. Яркие характеры, замечательные актеры - Мохов, Хостикоев, Назаров, Сумская, Горянский... Шикарные декорации, роскошные костюмы.

Я даже немножко перепугалась, когда стали снимать первые серии: в фильме аристократы говорят высокопарным слогом. Думаю: «Боже мой! Люди сегодня настолько привыкли к сленгу, трепатне на экране». А потом успокоилась - пусть учатся красиво говорить, с уважением относиться к женщине. Видят, как ручки целуют, усаживают дам, ухаживают красиво. Более того, фильм возвращает к жизни слова, которые сегодня уже уходят из лексикона и атмосферу того времени, и это прелестно.

— В свое время ваши режиссерские работы вызвали шок у многих. Даже были обвинения в жестокости, когда свет увидел фильм «Камышовый рай», где описывается реальная история нелегального трудового лагеря для бомжей...

— На сегодняшний день мясорубка на экране настолько привычна, что на нее уже никто не обращает внимания. Да, меня упрекают, что картина получилась жестокая — нет, она жесткая! Страшно другое: когда к людям относятся, как к скоту. После показа фильма в Кишиневе. На сцену вышел мужчина, долго стоял молча, а потом говорит: «Мне 42 года, я прожил свою жизнь, как баран. Я это понял сейчас, больше так жить не буду»... И ушел.

Фильм может помочь человеку утвердиться во внутренних ситуациях и стать сильнее. Людям не хватает поддержки, сейчас ведь в основном все через интернет общаются, в лучшем случае — по телефону. В моем детстве люди выходили во двор посидеть на лавочках, пообщаться, письма писали друг другу. Сейчас идет разъединение. Нет обмена человеческой энергией, когда в глазки смотришь. Вот почему люди подсаживаются на сериалы. Я раньше тоже скептически относилось к слову «мыло». А мыло, на самом деле — очень полезный продукт при правильном использовании. Оно может очищать человека.

— Об очищении — еще одна ваша картина «На тебя уповаю», где показано жестокое обращение с малышами в детском доме. Насколько мне известно, эта история имеет и автобиографические корни?

— У меня был подобный опыт, потому что папа болел туберкулезом открытой формы и я два года провела в оздоровительном интернате, поэтому впечатлений немало осталось. После премьеры картины моей большой подруге Ире Розановой, которая играет в фильме, позвонила приятельница и сказала, что больше никогда не будет кричать на своего ребенка. А во время одного из просмотров из зала выбежала женщина: «Ой, Лен, спасибо, мне так понравилось!» Я спрашиваю: «А что же вы не досмотрите фильм, осталось пять минут?» А она : «Я бегу к своему ребенку!». И слава Богу! Я считаю , что кино серьезно воздействует на сознание человека. Например, после выхода сериала «Семейные тайны», где я была режиссером, люди забирали свои иски о разделе имущества. Очень важно, чтобы создатели фильма не любовались грехом, а закладывали правильный посыл.

Я читала об одном исследовании, которое провели американцы. Они посчитали, что к 18 годам молодой человек успевает увидеть на экране порядка 150 тысяч преступлений! Представляете, это же все входит в подсознание и в какой-то момент может сработать как личный опыт.

Почему многие с трепетом относятся к старым картинам? Там не было религиозных мыслей, но там была всегда некая мораль: это плохо, а это — хорошо. Искусство может помогать человеку становится более совершенным. Это моя позиция.

— Кстати, о знаковых картинах. Была очень удивлена, узнав, что вы остались недовольны своей ролью Кэт в «Трех мушкетерах», которая так полюбилась зрителям.

— Не то, чтобы недовольна, просто у меня был шок. Тогда я впервые снималась в комедийной роли и мне казалось, что я наигрываю. Кэт — такая «свистушка». Я приехала в Одессу, долго репетировала танец, а он оказался не нужен. Сказали: «Просто попрыгай под музыку». А я целую неделю готовилась, даже на море не ходила... Была такая внутренняя обида. Думала: «Да что же это такое? Как жалко!» Мне тогда казалось, после такой серьезной драматической роли, какая у меня была в «Школьном вальсе», Кэт -всего лишь незначительный эпизод. И я к этой роли скептически отнеслась. А оказалось, что очень многие люди меня знают именно благодаря ей. Наверное, «Трех мушкетеров» просто очень часто показывают.

— Просто фильм невероятно обаятельный и у вас получилась, пожалуй, самая позитивная героиня в нем.

— (Хохочет). Она смешная, да.

— А что запомнилось в работе над картиной «Мы из джаза»?

— Там вообще была чудесная история. Мне очень нравился джаз, я с детства окунулась в атмосферу этой музыки и моя наставница в кино, режиссер Динара Асанова, очень хотела снять картину о джазе. Но тогда это было еще все запрещено. Именно Шахназаров снял первую картину об этой музыке. Кстати, у меня ведь там тоже очень небольшая роль, но было очень приятно работать над фильмом. Очень долго репетировали музыкальные номера, били со Скляром чечетку, усердно тренировались. И опять же в фильм вошли далеко не все моменты, но впечатления о нем остались замечательные. А еще ведт эту картину купили для показа в 60 странах и все до сих пор на нее реагируют очень хорошо. «Мы из джаза» - моя актерская судьбоносная удача.

— Тем не менее, будучи черезвычайно востребованной актрисой, в 1981-м вы пошли учиться на режиссера.

— У меня никогда не было мечты стать актрисой. Просто знакомая родителей, режиссер Динара Асанова пригласила меня сниматься в фильме «Не болит голова у дятла», когда я еще была школьницей. И в этом году исполняется уже 40 лет , как я в кино. Я пришла просто с интересом: что это, как это? Динара создавала атмосферу сотворчества: мы обсуждали роль, смотрели, как монтируется фильм. Этот процесс меня заворожил. А еще начались повторяться роли. Я вот сыграла в «Школьном вальсе» и начали предлагать исполнять гордых одиноких мамаш. А мне всегда нравилось не повторяться. Я взрослела и режиссура для меня лично дала больше возможностей реализовать свои мысли. Ведь актерская профессия такова — ты работаешь над одним образом и все. А здесь ты делаешь собственное произведение, это куда интереснее. Я второй раз окончила ВГИК и потом была только режиссура.

— Тем не менее продолжаете сниматься?

— Я как раз недавно снялась в фильме «Цель вижу», скоро премьера. Это история о школе девочек-снайперов, которая разворачиваетсая в 1942 году. Сыграла там полковницу Алдонину. Ей бы точно тут же дали кликуху «Долдонина». Такая очень жесткая, характерная роль. Потом был эпизодик в сериале «Участковый» там сыграла тетку. Тогда я еще не ходила. Так что снялась прямо в инвалидной коляске. (После перенапряжения во время съемок сериалов «Кармелита» и «Такая обычная жизнь», где Цыплакова была режиссером, у Елены были проблемы со здоровьем, ей пришлось заново учиться ходить - «Взгляд»).

— А не хотелось бы, подобно Кустурице, и фильм снять, и себя в нем в главной роли?

— У меня нет необходимости сниматься в картине. Режиссер следит за всем, что происходит на площадке. Мое актерское чувство удовлетворяется, когда на съемочной площадке актеры играют хорошо.(Смеется)

— Скоро у вас день рождения. Насколько я знаю, вы спокойно относитесь к возрасту?

— Каждый год—это богатство. Это новые мысли, новое осознание жизни. Главное — еще побольше успеть, потому что годы летят быстро. В этом году мне исполнится 55 лет. Даже государство отметило эту дату: президент подписал указ, мне дали звание народной артистки. А к возрасту я всегда относилась спокойно. Мечтала повзрослеть с самого детства. Думала: « Ну когда я уже стану взрослой, стану полноценной?» А когда мне было 17, свыше мне была послана фраза: «Полноценаая жизнь у тебя начнется в 36-37 лет».

— Именно в этом возрасте вы пришли к вере?

— Когда мне еще было четыре, моя бабуля стала мне читать Евангелие. И это стало сильнейшим потрясением, я приняла на веру абсолютно все сразу. Особенно меня потрясла история о том, как Христос ходил по воде. И я пыталась это повторить. Пробовала — не получалось, расстраивалась ужасно. Мать меня за шкирятник из воды вытаскивала. (Смеется).А в 36 я уже серьезно пришла к вере и жизнь изменилась коллоссально. Истинно верующий человек преображается. Меняется его вкусы, поведение — всё! Потому что он становится цельным. Тело — это авоська. Душа — сосуд, а вот что в сосуде — это самое главное. Духовная жизнь проявляется во всем. Люди часто думают: это мое личное, слишком интимное! Ничего подобного! Как человек в очереди стоит, как он разговаривает — это показатель того, что у него внутри.

Как в Библии сказано: «От полноты сердца говорят уста». Послушай, что ты несешь, и поймешь, чем наполнено твое существо.

— Вы неоднократно признавались, что в вашей жизни происходило немало чудес.

— Действительно, очень многое происходило то, что люди называют чудесами, а верующие — знамением веры. У меня заболела мама - онкология 4 стадии, метастазы. И я вместе с мужем Павлом молились. Нам помогал мой друг — молитвенник Виталий Воскобойников из Брянской области. И произошло исцеление, метастазы ушли. Хирург просто не верил...В моей жизни было много чудес и исцелений. Да и с инвалидной коляски я поднялась благодаря вере и молитве.

— Со своим мужем Палом вы обвенчались пять лет назад.

— Да, и когда мы вышли из храма, на небе были две радуги. Такое знамение. И мне с ним повезло, и ему со мной.(Смеется). Просто я долго молилась и Бог услышал мои молитвы.

— У меня такое впечатление, что я общаюсь со счастливым человеком.

— Да. И дело тут только в уровне сознания человека, как он относится к миру. Иногда , конечно, сложности происходят. И тогда я говорю: «Так, Господь меня «утюжит» и дает мне возможность исправиться». И это -замечательно. Потому что когда ты понимаешь, что избавился еще от каких-то недостатков и неправильного отношения к жизни—это радостно!

Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Алина Акимова 27 августа 2013, 22:35

Почему не указан автор интервью ?

10 8
6 мая
5 мая
4 мая