На первый взгляд, ничего общего между политикой и финансовыми пирамидами быть не может. Но только на первый: оппозиционер Юрий Луценко вынес на суд общественности принцип формирования общественного движения «Третья республика», в основе которого лежит вертикальное формирование структуры с привлечением активистов к «подножию» пирамиды. Там, «внизу», будут действовать горизонтальные связи.Именно этот способ управления так хорошо знаком украинцам по компаниям, продающим патентованные средства, БАДы и прочие «противотанковые витамины».
- Мы предлагаем менять систему. Для этого надо разработать план новой страны и создать сеть активных сторонников на всех 37 тысячах избирательных участков, - сказал Луценко в ходе недавней поездки в Житомир.
Экс-министр поставил своим активистам (точнее, региональным штабам) четкое задание: во-первых, найти для каждого избирательного участка «тройку» из агитатора, наблюдателя и члена комиссии. Они будут занимать функционально высокое положение, от их действий зависит результат выборов на местах. Во-вторых, набрать десяток «вербовщиков», имеющих собственную множительную технику. В-третьих, сагитировать актив из полусотни крепких ребят-«защитников».
- Это будут люди, которые не только проголосуют за оппозицию, но и выйдут защищать результат, - пояснил Луценко.
Планы оппозиционера поистине грандиозны. Если ему удастся воплотить задумку, экс-министр получит «армию» из двух с половиной миллионов граждан, готовых работать в предвыборном поле — окучивать оппонентов и выпалывать провокаторов.
Неблагодарные роли - активистам
- Сейчас главное — поиск активистов, по-настоящему преданных стране людей. Человеческий фактор важен, поскольку ключевая задача, по сути, это защитить результаты на выборах (президента — Авт.): проконтролировать внутри и снаружи участков, чтобы не было «каруселей», не портились бюллетени и так далее, - пояснил «Взгляду» соратник экс-министра Тарас Стецькив.
Предлагаемый механизм один-в-один напоминает правила работы сетевого маркетинга, в частности, компании «МММ». По сути, «Третья республика» копирует структуру подобных компаний: на самой верхушке находится руководство (ему достается 90% благ, произведенных активистами), чуть ниже - «тысячники» (те же руководители региональных офисов организации), еще ниже - «сотники». В нашем случае, это — мелкие политики и депутаты на местах. Самые неблагодарные роли традиционно достаются обычным активистам.
- Аналогия прямая, если заменить продаваемый супервайзерами и консультантами товар идеями, которыми нужно «заражать» окружающих. Действуют те же правила: «приведи друга — получи бонус», «хватит работать на других — займись чем-то стоящим». Это подстегивает психологически, сработает и в политике, - пояснил «Взгляду» высокопоставленный сотрудник компании, работающей на рынке MLM (многоуровневый маркетинг, англ.)
Интересно, что «политический МММ» будет повторять свой экономический прототип и в функциональности отдельных членов. «Агитаторы» и «вербовщики» занимаются поиском новых клиентов, «члены комиссий» и «наблюдатели» составляют отчетность и ведут документальный учет.
Юрий Романенко, политтехнолог:
- Эффект от работы подобной структуры возможен, если будут соблюдены три компонента. Должно быть четкое управляющее ядро, которое будет понимать инструменты и методологию воздействия. Нужны ресурсы, которые сведут на нет организационные сложности. И, наконец, люди, которые воплотят в жизнь задумки. Без грамотных исполнителей все останется в теории. Учитывая масштаб задачи, которую задумал Луценко, воплотить ее в жизнь он не сможет: оппозиция слишком разнородная, ей не выдвинуть единого кандидата.