От 35-летней Юлии, многодетной матери-одиночки из Луганской области, которая обратилась к нам за помощью, Медиа-инициатива узнала, что за два с половиной года сменить жилье можно семь (!) раз, и это не будет пределом. Реальной поддержки от государства, представленной скудными компенсационными выплатами, для решения жилищного вопроса катастрофически не хватает. Иногда у переселенцев не остается денег даже на то, чтобы накормить детей.
Когда в августе 2014 года беременная четвертым ребенком женщина уезжала из родного Стаханова, то была уверена, что без труда найдет жилье и работу в пригороде Киева. Продавец по специальности и частный предприниматель со стажем, рассчитывать Юлия привыкла только на себя. Несмотря на то, что носила ребенка под сердцем, работы не чуралась. Да, и ситуация такова, что деваться было просто некуда.
Личная жизнь не сложилась. Первый супруг, шахтер, пристрастился к наркотикам. О пагубной привычке мужа женщина узнала, когда была беременна вторым ребенком. Благодаря пороку отца второй сын Юлии через два года после своего рождения получил диагноз «задержка речевого развития и психическое расстройство».
Неудачным оказался и второй брак. Вернее, до начала боевых действий все складывалось вроде неплохо. К тому времени Юлия уже родила третьего сына и была беременна младшей дочерью. У семьи был налажен частный бизнес. Успешно занимались торговлей. Имели собственный продуктовый киоск и лоток, с которого торговали вещами. Начало АТО стало концом новой семейной жизни. При первых же звуках артиллерийской канонады, супруг ретировался в неизвестном направлении. Горе-папаша даже не знает, что у него в 2015-ом году родилась дочь Сонечка, впрочем, как не знает и имени ребенка.
Бородянский район Киевской области для Юлии и ее четверых детей стал роковой географической точкой в их переселенческой жизни. Этот район семья исколесила вдоль и поперек. Жили в Бородянке, в селе Дружня, в поселке Клавдиево-Тарасово, потом в Пескове, где поменяли в общей сложности три квартиры — в самом поселке и в районе железнодорожной станции «Тетерев».
Нынешнее жилье семьи — седьмое по счету. Юлия надеется, что на этом месте осядут надолго. Хотя и на этот раз без сюрпризов не обошлось. Оказалось, арендуемая квартира отрезана от центрального отопления, приходится отапливать обогревателями, что выходит очень дорого. Моральных сил менять все в очередной раз, просто нет, говорит переселенка. С другой стороны, только в теплом октябре семья «накрутила» 1000 кВт. В ноябре же внешняя стена квартиры от сырости и холода покрылась черной плесенью… В общем, перспективы безрадостные.
В настоящее время Юлия полностью посвятила себя детям. Поменяв семь раз место жительства и шесть школ, дети находятся в состоянии стресса. Радует, что получилось устроить в детский сад 4-летнего Кирюшу. 10-летний Данил ходит в четвертый класс, мальчик «потерял» один год из-за боевых действий на родине и адаптации к украинскому языку — в Стаханове учился в русскоязычной школе. Теперь учится и 8-летний Саша. У мальчика задержка психомоторного развития и алалия речи. Почти год семья ждала места в Васильковской специализированной общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелым нарушением речи. Каждое воскресенье вечером переселенка привозит сюда сына, и каждую пятницу забирает его домой на выходные. Растет малышка Сонечка, которой в этом месяце исполнится год и семь месяцев.
Мужество Юлии поражает. Она так самоотверженно борется с нуждой и целым «букетом» свалившихся на нее бед, что это впечатляет. Женщина изо всех сил пытается «закрепиться» на украинской территории, но с каждым днем приходится все труднее.
Переселенка не может оформить льготы, положенные ей как многодетной матери. Загвоздка в справке о доходах мужа. Горе-папаша зарегистрирован в базе переселенцев в Харькове, но где обитает фактически, семье не известно. Экс-супруг — отец Данила и Саши — отбывает срок в Стаханове (ныне Кадиевка), который с 2014-го де-факто находится под контролем самопровозглашенной «ЛНР».
«Я никогда не рассчитывала на алименты. Всегда рассчитывала только на себя. Сейчас дорога каждая копейка. Для оформления документов нужны исполнительный лист, сведетельство о разводе от первого брака нужно брать. Сейчас восстановить его не могу — мы разводились в Первомайском суде Луганской области, так он закрыт. Здесь в Бородянке в налоговой даже не нашли мое дело, как частного предпринимателя. Сказали, как все наладится, съездите в Первомайское, заберите документы. Когда все наладится?.. Я плачу 2000 гривен за квартиру, это без коммунальных. Иной раз на проезд трудно деньги найти, бывает, что на продукты денег нет», — описывает Юлия свою жизненную ситуацию. Добавляет, что остается только надеяться на чудо.
Многодетная семья нуждается в продуктах, вещах, обуви. Юля робко произносит: «И, конечно, это роскошь, но вдруг — памперсы…».