Об этом пишут Дмитрий Горулько и Роман Козаченко в № 49 журнала «Корреспондент» от 12 декабря 2014 года.
9 ноября НАК «Нафтогаз України» возобновила закупки газа у «Газпрома», начав импорт в объёме около 43 млн куб. м в сутки. Внесенная предоплата в размере $ 378 млн подразумевает покупку 1 млрд куб. м в декабре.
В январе ожидается снижение цены приблизительно до $ 340 за 1 тыс. куб. м, но дождаться более благоприятных условий не получилось. Компания не стала объяснять причин такого шага, ограничившись сообщением об оплате с указанием суммы.
Однако данные по потреблению газа за прошлый месяц, имеющиеся в распоряжении «Корреспондента», предполагают, что планы по его сокращению разошлись с реальной картиной уже по итогам ноября.
Еще в октябре «Нафтогаз» прогнозировал, что потребление газа снизится на четверть, до 26,7 млрд куб. м за весь отопительный сезон; обычно это подразумевает период с середины октября до середины апреля.
Тем не менее уже последний месяц осени показал, что уповать на экономию особо не стоит. В ноябре Украина потребила около 4,5 млрд куб. м вместо плановых 3,2 млрд. Из-за холодной погоды в конце месяца разрыв выглядел просто неприличным — 190 млн куб. м при плане 115 млн в сутки.
Словно сговорившись огорчить прогнозистов в «Нафтогазе», все ключевые категории, начиная с населения и заканчивая полуживой промышленностью, увеличили потребление. К слову, ещё летом председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев оценивал эффект от экономии на горячей воде в 50 млн куб. м в месяц. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Украина за сутки сожгла больше газа, чем могла сэкономить за все лето.
«Нафтогаз» причины такого расхождения не комментирует, запрос Корреспондента также остался без ответа. Впрочем, эксперты указывают, что говорить о холодной погоде как о тотальной неожиданности было бы преувеличением.
«Статистика потребления газа подтверждает очевидную вещь: в Украине бывает зима, — иронизирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич. — Ноябрь, правда, выдался холоднее, чем в прошлом году, но такие прогнозы звучали еще летом».
Помимо погоды, неучтённым оказался и эффект от энергетического кризиса. В связи с дефицитом электроэнергии энергоблоки ТЭЦ были загружены по максимуму, потребив за ноябрь 1,1 млрд куб. м вместо плановых 0,16 млрд. Хотя и это не было неожиданностью: в отличие от потребителей, узнавших о дефиците только с аварийными отключениями света, энергетики прогнозировали проблемы с электроэнергией еще осенью.
Верны себе
Тем не менее Кабинет Министров и руководство Нафтогаза не спешат признавать очевидное. Пониженные лимиты на потребление газа никто пока корректировать не собирается.
«Мы оценили свою потребность в газе в 1,9 млрд куб. м на сезон — минимальный за последние пять лет уровень. Но нам выделили лимит в 1,3 млрд и до сих пор его не пересматривали», — сообщил источник в «Киевэнерго».
Теоретически «Нафтогаз» в этой ситуации может рассчитывать на запасы в хранилищах — чуть больше 13 млрд куб. м на начало декабря, собственную добычу и реверсные поставки из ЕС. Однако, учитывая, что вся зима с ее пиками потребления ещё впереди, этого явно может оказаться недостаточно.
«Очевидно, что сезон закачки, несмотря на все заявления чиновников, в 2014 году был проведен неэффективно», — констатирует Марунич.
В этом году в хранилища удалось закачать лишь 9,8 млрд куб. м, из них Нафтогаз закачал 8,5 млрд.
В случае с запасами в хранилищах следует учитывать, что в общий объём включен так называемый буферный газ — около 5 млрд куб. м, которые числятся за Нафтогазом, но поднять их невозможно физически. То есть извлекаемых запасов может сейчас быть около 8 млрд куб. м, из которых Нафтогазу принадлежит около половины.
«Раскулачить» других владельцев? Технически это сделать несложно. Правда, за этим последуют суды и решения, обязывающие вернуть газ, возможно, вернуть с компенсацией, но это будет потом«, — говорит экс-сотрудник Министерства энергетики и угольной промышленности.
Резервов же для экономии, подобных летней кампании, оставившей жителей «европейской столицы» без горячей воды, нет.
«Зимой на отоплении не экономят вовсе не потому, что никто до этого не додумался раньше. Можно немного снизить расход газа и температуру теплоносителя. Но полностью прекратить подачу газа в котельные зимой — это риск заморозить трубы. Их ремонт и замена обойдутся гораздо дороже, не говоря уже о социальных последствиях», — поясняет собеседник.
На исходные позиции
Поэтому решение возобновить закупки газа у России, что называется, читалось. Заявления о возможности перезимовать без российского газа, раздававшиеся летом, поутихли, стоило лишь погоде стать по-настоящему холодной.
А с завершением избирательной кампании и вовсе оказалось, что с «Газпромом» теоретически можно и договориться — не обязательно дожидаться решения Стокгольмского арбитража. Во всяком случае, такую позицию озвучил премьер-министр Арсений Яценюк, один из главных ястребов «газовой войны».
Согласно расчетам экспертов, в случае если поставки из ЕС останутся на нынешнем уровне, «Нафтогазу» потребуется докупить у «Газпрома» 4-5 млрд куб. м до конца отопительного сезона при условии, что температура не будет слишком отличаться от прошлой зимы.
9 ноября план купить 5 млрд куб. м российского газа подтвердил и Коболев. При этом, если морозы будут сильными и продержатся какое-то время, потребуется ещё дополнительно 1-2 млрд куб. м.
Однако здесь всё снова упирается в нехватку средств.
«Именно поэтому Кабмин перевёл промышленные предприятия на предоплату при покупке газа и обязал крупнейшие из них закупать газ до конца зимы исключительно у Нафтогаза», — поясняет Марунич.
Впрочем, исключительно своими силами здесь не обойтись. Закупка даже 5 млрд куб. м обойдётся не менее чем в $ 1,7 млрд. А для продолжения поставок в 2015 году «Нафтогаз» должен еще внести вторую часть долга, признанного украинской стороной в рамках так называемого зимнего пакета, — $ 1,65 млрд, причем до конца декабря.
Итого «Газпрому» придется заплатить более $ 3 млрд. Но таких денег у украинской компании нет. Остаётся лишь надеяться на внешние заимствования, включая транши Международного валютного фонда и финансовую помощь ЕС.
Таким образом, после затяжных баталий на газовых фронтах, сопровождавшихся весьма многозначительными заявлениями и амбициозными планами по экономии газа, Украина к концу года фактически вернулась к тому, с чего начинала. Страна всё так же зависима от российских поставок газа и всё так же неспособна оплатить их, не прибегая к займам извне.
А принимаемые в разгар «газовой войны» правительством и компанией авральные меры только увеличили расстояние между правилами, по которым вынужден существовать украинский рынок газа, и европейскими стандартами. Впрочем, это уже другая история, заслуживающая более детального рассмотрения.
И волки сыты
Мастер-класс от борца с олигархами
Как сообщалось, 26 сентября Кабмин принял постановление, которым запретил производителям удобрений до конца отопительного сезона использовать природный газ кроме того, который они сами купят за рубежом. То есть химики фактически были лишены возможности не только получить свой газ из хранилищ, но и купить его у «Нафтогаза» или другого поставщика на внутреннем рынке.
Документ действовал недолго, утратив силу уже 29 ноября, но успел стать поводом для громких заявлений.
«Я принял решение: мы приостанавливаем подъем газа и использование его на химию. Ничего, потерпят олигархи — пусть немного поделятся», — заявил премьер Арсений Яценюк.
Эта идея вызвала бурную публичную реакцию со стороны химиков, в первую очередь OstChem Дмитрия Фирташа. В октябре гендиректор Group DF Борис Краснянский напомнил, что компании принадлежит около 4 млрд куб. м газа в хранилищах, и предупредил, что решение будет обжаловано в суде.
Между тем данные по потреблению газа за период 1-29 ноября свидетельствуют, что все это время химические предприятия, включая и OstChem, спокойно получали газ в объеме около 10 млн куб. м в сутки, или около 0,3 млрд куб. м с начала месяца.
Можно допустить, что Кабмин и не рассчитывал на то, что его решение будет выполнено. Возможно также, что участники процесса сумели быстро договориться в кулуарах, сначала громко и публично поссорившись.
Кому был выгоден такой скандал перед выборами? Очевидно, очередной штрих к портрету борца с олигархами был на руку лидеру «Народного фронта» Яценюку. Олигархи же, по всей видимости, не успели даже испугаться по-настоящему, если, конечно, с самого начала принимали это начинание всерьез.