00:34

пятница,
29 марта

Новости Країна Суспільство

Из-за веерных отключений в домах замерзают трубы, а на улицах не работают светофоры

05.12.2014 / 10:05
Из-за веерных отключений в домах замерзают трубы, а на улицах не работают светофоры
Источник: kp.ua
Даже суровые девяностые Киев пережил без отключений, но этой зимой придется учиться жить и работать в первобытных условиях

Как пишет издание «Комсомольская правда в Украине», с начала недели в столице и многих регионах начались веерные отключения электроснабжения. Происходят они в основном днем. Целые городские районы, а в пригородах и селах частные дома по несколько часов остаются без света.

Что случилось в Запорожье

В последних числах ноября в Энергодаре отключили энергоблок № 3 Запорожской АЭС. На официальном сайте «атомки» появилась сухая информация — дескать, генератор был автоматически отключен от сети, так как сработала система электрической защиты энергоблока. При этом отчитались, что радиационная обстановка на территории ЗАЭС в норме, и пообещали, что уже 5 декабря работу энергоблока восстановят.

Этой новостью сразу никто особо не заинтересовался. Но спустя почти неделю ее, как сенсацию, озвучил на заседании Кабмина премьер Яценюк и приказал подчиненным немедленно разобраться. Народ переполошился, всерьез обсуждались слухи о втором Чернобыле... Но благо все оказалось не так страшно.

«На самом деле на Запорожской атомной электростанции нет никакой угрозы, — отчитался министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. — В конце прошлой недели в системе выдачи энергии произошло короткое замыкание, поэтому на атомной станции не работает только один, третий, блок. Но никакой угрозы для реактора нет! Это техническое повреждение, которое сейчас устраняют. Блок находится в состоянии ремонта».

Демчишин подчеркнул, что выход из строя одного из генераторов не принес существенных потерь, но это сказалось на количестве выработанной электроэнергии. Теперь объемы полученной энергии от Запорожской АЭС упали примерно на 20%. В итоге в стране начались веерные отключения.

«Текущий ремонт энергоблока № 3 идет по плану, — успокоила начальник Информационного центра ЗАЭС Лариса Меркулова. — Он продолжится до 23.00 5 декабря, после чего генератор снова будет подключен к работе».

Все дело в угле

Пока «Укрэнерго» не берется давать прогнозы по поводу того, прекратятся ли веерные отключения после того, как генератор на ЗАЭС снова заработает. Ведь одна из главных энергопроблем в Украине — это нехватка угля, который необходим для работы ТЭС. А министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин говорит, что нужно снизить потребление в пиковые часы на 15%.

«Когда введут в эксплуатацию энергоблок Запорожской АЭС, электричества все равно не будет хватать, — прогнозирует соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Сейчас наблюдается нехватка так называемых маневровых мощностей, которые необходимы в моменты пиковой нагрузки. А обеспечиваются они в основном угольной генерацией. Дело в том, что около половины всех блоков ТЭС работают на угле марки «антрацит», а его как раз и не хватает. Вторая половина работает на угле марки «Г» (газовый), с ним пока проблем нет. Запасов антрацита на ТЭС осталось на несколько дней, вот его и экономят».

По словам эксперта, сейчас закупить оперативно уголь попросту негде.

«Российская железная дорога отказалась менять график движения поездов ради поставок угля в Украину, — продолжает эксперт. — Перевезти необходимые нам 4 млн тонн не так-то просто. Покупать уголь в так называемых «ЛНР» и «ДНР» тоже сложно с точки зрения логистики, ведь железнодорожное полотно местами уничтожено. А при покупке угля за океаном придется ждать 3 недели минимум, это если повезет с погодой и судно не попадет в шторм. Поэтому выход у нас один — покупать электричество у России».

Что дальше

Если Донбасс не вернется под контроль Украины, то и дальше страна будет сталкиваться с дефицитом электроэнергии, особенно в зимний период. Поэтому уже с весны придется проводить модернизацию энергоблоков ТЭС.

«Нужно составлять энергобаланс, смотреть, сколько у нас какого угля в наличии, — говорит Дмитрий Марунич. — Несколько десятков блоков нужно будет модернизировать, чтобы они могли «переваривать» вместо антрацита уголь марки «Г». В этот проект придется вложить сотни миллионов гривен. Но главное тут не деньги, а время. На переделку одного блока уходит около трех недель. Нужно будет успеть ее провести».

Вторым важным этапом реформ на будущий год эксперт назвал строительство новых линий электропередач из Западного региона.

«У нас на АЭС заблокированы 1,5 гВт ядерных мощностей, — говорит Дмитрий Марунич. — Если их освободить, то часть проблемы решится. Но нужно понимать, что нельзя обойтись только мощностями АЭС. Они не могут оперативно менять объемы вырабатываемой энергии. Поэтому пики все равно сглаживают за счет гидро- и тепловых электростанций. Нужно будет запастись необходимым количеством угля».

Тем временем в регионах

Львов: просят не пользоваться электроприборами

Свет в городе отключают пятый день. Хаотично. Больше всего страдают жители спальных микрорайонов. Правда, у одних электричество пропадает на полчаса, у других его нет по полдня.

В облэнерго разводят руками — мол, мощности не хватает, и кивают на аварию в Запорожье. Поэтому горожан просят всячески экономить — не включать лишний раз стиральные машины и пылесосы, да и лифтами желательно не пользоваться, ведь когда свет отключат в следующий раз, не знают даже энергетики.

«Загвоздка в том, что свет пропадет неожиданно даже для нас, автоматически отключается, — говорят в Львовоблэнерго. — Изменить что-либо мы не в силах».

Одесса: отключают светофоры и лифты

В Одессе электроэнергии нет по несколько часов в день, утром света лишают один район, днем — другой, а вечером на улицах могут погаснуть фонари или даже светофоры.

Из-за перебоев с электроэнергией в некоторых домах нет отопления, а жители высотных зданий, у которых электроплиты, не могут приготовить еду.

Отключения добавили проблем на дорогах, их загруженность вечером достигла 9 баллов. За последние полгода это рекордный показатель.

В области ситуация критичнее — там жители могут провести без света целый день. Глава Балтской райадминистрации Евгений Кифоренко говорит, что во многих сельских школах замерзли трубы. Отапливают хоть и углем, но электрические насосы не работают.

Днепропетровск: «замерзают» жители частных домов

Проблемы с электроэнергией в Днепропетровске коснулись в основном жителей частного сектора. Люди сообщают об отключениях с 9 до 16 часов.

«Ну как в такой мороз можно отключать на длительное время? — возмущается на городском форуме одна из пользователей. — Практически у всех в частном секторе котлы от электричества. У меня через 40 минут без света батареи уже холодные в доме».

Энергетики и тут кивают на Запорожье.

«Нам дана разнарядка по области снизить расход электричества, потребление которого уже в два раза превышает установленный лимит, — рассказали в пресс-службе ДТЭК. — Пока отключения касаются юридических лиц и предприятий, которые потребляют больше всего электроэнергии. Электричество в жилых домах граждан отключат только в том случае, если у них общая с уже отключенным промышленным предприятием линия электропередач».

По словам энергетиков, больницы, школы, садики, электротранспорт будут с электричеством.

Харьков: экономят на трамваях

В Харьковской области урезали лимит потребления электроэнергии на 35%. Кроме жилых и офисных зданий обесточили даже линии электротранспорта.

«Наш район отключили в 8.30, думали, на пару часов, но электроэнергии не было почти 8 часов!» — возмущается пенсионерка Светлана Филипповна.

Все попытки горожан выяснить график отключений заканчивались ничем. В облэнерго только руками разводили, мол, график составить невозможно, команда «вырубить» поступает из Киева.

«Когда потребление электроэнергии сильно увеличивается, из «Укрэнерго» приходит распоряжение, на сколько мегаватт нужно снизить потребление», — объяснили энергетики.

Единственное, о чем чиновники смогли договориться с облэнерго, — чтобы коммунальным службам сообщали хотя бы за 15 минут до отключения.

А пока в городе пытаются экономить. Иногда весьма странно.

«Нам запретили даже отопление включать в салоне, хотя за окном десять градусов мороза, — рассказала водитель трамвая Галина. — В итоге в салоне образовался каток, на котором скользят пенсионеры и инвалиды...»

 

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
28 марта
27 марта