По его прогнозам общий объем продаж новых авто не превысит 100 тыс. По сравнению с 2008 годом этот показатель уменьшится почти в семь раз.
Масштабы падения авторынка очевидны даже по итогам девяти месяцев: дилерам удалось реализовать чуть больше 73 тыс. автомобилей, что на 53% меньше показателя прошлого года. А за сентябрь продали 5681 новых машин — на 58% меньше уровня 2013 г. «Несмотря на начало осеннего бизнес-сезона, результаты прошлого месяца оказались даже хуже, чем августовские», — сказал нам гендиректор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий.
Согласно расчетам отделения стратегического развития компании «Атлант-М», по итогам 2014 года падение рынка будет более чем двукратным. «Итоги продаж составят примерно 85-88 тыс. иномарок», — отметила «Вестям» бренд-менеджер компании Юлия Кажарская.
По словам коммерческого директора компании «Автоальянс» Дмитрия Деменко, сейчас рынок сжался до уровня 5-6 тыс. проданных авто в месяц. «Думаю, это уже предел и меньше он уже не будет, но и особого прироста продаж до следующего года ожидать не стоит», — отметил он в разговоре с «Вестями».
Одновременно очень сильно сокращаются продажи отечественных автомобилей в связи с остановками работы заводов. Регистрации отечественных брендов в июне-июле составляли 1-1,2 тыс. машин в месяц, а в августе-сентябре — всего около 700 в месяц.
Эксперты связывают такие плачевные показатели со значительно понизившейся за год покупательной способностью граждан, а также с общей нестабильной обстановкой в стране и колебаниями курса гривни. По их словам, даже те украинцы, у которых есть наличность и желание приобрести новое авто, предпочитают выждать.
Но, несмотря на общую негативную динамику, находятся компании, которые потихоньку наращивают продажи. Например, если сравнивать второй и третий кварталы этого года, свои показатели улучшили Hyundai (на 15,5%), Renault (16%), Citroёn (17%), Mazda (27%), Ford (40%) и Audi (42%). Правда, во всех случаях это объяснялось акциями и распродажами машин по «льготному курсу».
А вот у Geely (-44%), Peugeot (-38%), Mercedes (-31%) и Daewoo (-28%) за третий квартал продажи существенно просели (по сравнению со вторым). Да и в общем в третьем квартале продажи иномарок снизились на 8,5%.
Но что интересно — половина из проданных новых авто получила прописку всего в четырех регионах Украины: в Киеве (17,3 тыс. штук), в Донецкой (8,6 тыс.), Днепропетровской (6,9 тыс.) и Харьковской (5,2 тыс.) областях.
Как отметили «Вестям» в ассоциации «Укравтопром», наибольшим спросом у киевских покупателей пользовался японский производитель — Toyota. Автомобилей этой марки в Киеве за период с января по сентябрь было продано 2093 единиц или 12%. Тот же бренд лидировал по продажам и в Харьковской области — 542 автомобиля.
Лидером продаж у дончан были автомобили китайской марки Geely — 1 372 штук (16% всех новых легковушек в городе). Этот же производитель стал первым и в Днепропетровской области — 853 авто.
Стоит отметить, что Gelly и Toyota были наиболее популярны в этот период по всей стране. С января по сентябрь автомобилей этой китайской марки купили 8367 шт., Toyota — 7924 шт., а третье место украинцы отдали отечественному бренду – ЗАЗ (6 665 шт.).
Продавцы говорят, что на фоне катастрофического падения спроса были вынуждены снижать цены. Причем как на складские запасы, где оставались еще машины закупленные по 8-10 грн./$, так и на авто новых поставок. Чаще всего акции автосалонов действуют только на ограниченное количество моделей определенной комплектации.
Так, например, компания Хонда Украина предлагает автомобили Honda CR-V, Honda Accord и Honda Crosstour 2013 года выпуска по фиксированной цене. Специальные цены установлены и на премиальные автомобили Acura RDX 2014 года выпуска.
Торговый дом НИКО (официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине) в октябре также объявил о специальных ценах на определенное количество и модели машин: цену на ASX пересчитывают по курсу 10,59 грн/$, Pajero Sport — по 11,18 грн/$, а Lancer X — по 12,40 грн/$.
Кроме того, о скидках объявляли дилеры компаний Skoda, Peugeot и Citroеn, Chery и Geely.
Оживления автопродаж эксперты ожидают не ранее, чем весной-летом, а то и во второй половине 2015 г.. Общий объем рынка будет соотноситься с результатами этого года. «Надо учитывать, что для автомобильных импортеров в Украине фактически потеряны три региона (Крым, а также Луганская и Донецкая области), которые давали в совокупности около 20% украинского рынка», — заметила «Вестям» Юлия Кажарская.
Прогноз Олега Назаренко более оптимистичен: по его мнению, рынок начнет набирать обороты уже весной 2015 г., если обстановка стабилизируется и сыграет отложенный спрос.
А по прогнозам специалистов Атлант-М, что отложенный спрос может начать реализовываться уже в IV квартале этого года. Вот только его масштабы существенно не повлияют на общую картину. «Предполагаем, что в октябре рынок по объемам будет выше, чем в сентябре, однако продолжит отставать от уровня прошлого года и в IV квартале, и в первой половине 2015 г.», — отметили в компании.
«Думаю, при благоприятных стабильных условиях в ближайшие два года мы сможем выйти на рубеж в 200 тыс. проданных авто», — надеется Олег Назаренко.