Об этом Охрименко написал в авторской колонке на сайте «Комментарии».
«Этот налог фактически ликвидировал очень популярную у крупного бизнеса схему, когда украинские компании продавали в убыток свою продукцию аффилированным заграничным посредникам, а уже те поставляли ее реальным покупателям. В результате украинские предприятия не платят налог на прибыль, он уплачивается в офшорах по минимальной ставке. Этот закон был разработан финансово-экономическим блоком предыдущего Кабмина, которым руководил Арбузов, и принят летом прошлого года. Однако в мае в него были внесены правки, сделавшие его выполение необязательным.
Аналогичные законы развитые страны начали принимать еще с 1960-х годов, сейчас они действуют в более чем 60 странах мира. Еще несколько десятков лет назад ОЭСР, куда входят наиболее развитые страны мира, разработала для своих членов рекомендации по контролю над трансфертным ценообразованием, которые были учтены и при разработке аналогичного украинского закона.
Трансфертные цены позволяют выводить из этих стран миллиарды и десятки миллиардов долларов ежегодно. И особенно велика эта проблема для развивающихся стран с высокой налоговой нагрузкой, нестабильными политическими режимами и огромным уровнем коррупции, указывает Охрименко. Благодаря таким операциям, например, только из немусульманских стран Африки, известных хронической бедностью и высочайшей коррумпированностью ежегодно выводятся около $150 млрд, подсчитали шведская экономист Кристина Фреберг и кенийская адвокат Аттия Варис в книге «Вернуть миллиарды назад: как Африка и Европа могут прекратить незаконные потоки капитала». Более того, 60% всего оттока капитала идет именно через организацию трансфертных схем, указывают исследователи.
Единственный способ наполнить доходы бюджета, который выполняется все хуже и хуже — отменить майские изменения и вернуть закон в том виде, в котором он был разработан предыдущим Кабмином. Ведь все остальные способы повышения доходов, включая введение новых налогов, закрытие «конвертационных центров» и остановку возмещения НДС, не работают», — констатирует Охрименко.