«У нас открыта статистика, поэтому можно точно посчитать, сколько новой гривни эмитируется Нацбанком. Есть три канала эмиссии. Первый из них – операции с золотовалютными резервами. Сейчас этот канал не работает», - сказал Савченко.
Второй канал – кредитный. «Это когда НБУ кредитует коммерческие банки для их развития, кредитования промышленности или населения. В чистом виде он в Украине не существует. У нас есть рефинансирование. Мы рефинансируем отток депозитов, а это тоже эмиссия. Но она не способствует кредитованию, а только увеличивает денежную массу, что приводит к девальвации», - пояснил он.
Третий канал, по его словам, это кредитование правительства. «По закону это запрещено, но сейчас уже никто не прячется, и кредитуют Кабмин через ОВГЗ. Например, нужны деньги «Нафтогазу» - ему дают ОВГЗ, а потом монетезируют их», - рассказал Савченко.
«Принципиальной ошибкой НБУ и Кабмина было то, что за две недели до эмиссии для «Нафтогаза» они вышли и объявили про рекапитализацию на сумму 50 млрд грн. После этого курс поплыл с 11,5 до 13,5 грн за доллар. Кто-то на этом хорошо заработал. Такой сигнал эмиссии коммерческими банками принимается мгновенно. И нельзя их в этом винить, ведь они создавались, чтобы зарабатывать деньги. Точную сумму эмиссии сложно назвать, но это уже за 200 млрд грн. Это очень много», - оценивает экс-заместитель главы Национального банка Украины, добавляя, что «векселя для Фонда гарантирования вкладов физлиц – это также эмиссия».