По данным Государственной службы статистики, которые приводит издание «Капитал», доля крупных и средних компаний, оказавшихся в минусе по итогам первого полугодия, выросла с 43% за аналогичные месяцы 2013 г. до 46%, а размер их убытков взлетел в четыре раза — с 73,7 млрд грн (71,6 млрд грн без учета Крыма) до 290 млрд грн.
Целиком закономерно наибольшие потери ощутили компании, работающие в зоне боевых действий — в Донецкой и Луганской областях, а также в Днепропетровской области, где предприятия существенно зависят от поставок из этих двух регионов. В сумме на эти три области пришлась четверть убытков страны. Еще половина была зафиксирована в столице, где зарегистрированы многие компании, ведущие деятельность в том числе и в Донбассе. С учетом того, что предприятия, которым удалось остаться в плюсе, несущественно нарастили прибыль (на 9,5 %, до 74,5 млрд грн), чистый убыток украинского бизнеса подскочил в 37 раз, с 5,8 млрд грн (4,7 млрд грн без учета Крыма) до 215,5 млрд грн.
Без повода для роста
Убытки не обошли стороной почти ни одну отрасль. Наиболее высокий уровень рентабельности сохранился в добывающей промышленности (30,1 %), а также у производителей фармацевтической продукции (13,3 %) и продуктов питания, напитков и табачных изделий (5,9 %). В небольшом плюсе в первом полугодии еще оставались металлурги (2,4 %). В то же время в минус ушло машиностроение (1,5 % убыточности) и в особенности химическая промышленность (24,2 %).
Машиностроение, в частности, подкосило падение спроса со стороны России. В сентябре-октябре 2013 г Москва запретила ввоз вагонов четырех украинских заводов, на которые приходится 80 % отечественного производства — Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ), «Азовмаша», «Днепровагонмаша» и Стахановского вагоностроительного завода (СВЗ). Позже запрет был отозван, но экспорт в РФ полностью не восстановился — за первое полугодие экспорт железнодорожных локомотивов сократился на 57 %. В результате за шесть месяцев ж / д производство сократилось на 77,1 %, а производители начали терять рентабельность. Так, чистая прибыль «Днепровагонмаша» в январе-июне сократилась в 10 раз — до 15,4 млн грн. А СВЗ, получивший в прошлом году в первом полугодии чистую прибыль в размере 55,9 млн грн, теперь зафиксировал чистый убыток 82,9 млн грн. Кроме того, некоторые производители, которые зависели от поставок в востока, пострадали из‑за боевых действий. К примеру, Запорожский автомобильный завод, который недавно прекратил на время свою работу, получал оттуда 30‑40 % комплектующих. Ситуация вынудила завод использовать комплектующие со складов, сокращая объемы производства.
Без внешней поддержки
Примечательно, что в первом полугодии в минусе оказались и аграрии, на которых и политики, и эксперты возлагали надежды в качестве основного двигателя экономики и источника экспортной валютной выручки в текущем году. По данным ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ), благодаря росту урожайности в 2013‑2014 маркетинговом году, который закончился в июне, производство пшеницы за этот год выросло на 41,3 %, до 22,3 млн тонн, ячменя — на 9 %, до 7,6 млн тонн. Экспорт зерна из Украины в 2013‑2014 году составил 32,4 млн тонн, что на 42 % больше, чем в предыдущем сезоне, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия. В частности, за первые шесть месяцев 2014‑го продажи зерна за рубеж увеличились на 20,8 %. Но, несмотря на рост урожая и экспорта, по итогам января-июня уровень убыточности предприятий сельского, лесного и рыбного хозяйства составил 3,8 %, хотя годом ранее в тот же период они демонстрировали прибыльность на уровне 1,4 %. Одной из причин этому стал рекордный урожай в целом в мире, который, по словам руководителя аналитического департамента ИК SP Advisors Виталия Ваврищука, сбил цены на зерно, достигавшие максимальных показателей в 2012 г., до уровня 4-летнего минимума. Только в первом полугодии цены на пшеницу упали на 6,7 %.
Примечательно, что в первом полугодии в минусе оказались и аграрии, на которых политики и эксперты возлагали надежды в качестве основного двигателя экономики и источника экспортной валютной выручки в текущем году
Впрочем, аграрии пострадали и от других факторов. Во-первых, от девальвации гривны, которая привела к удорожанию их долговых обязательств. Самый показательный пример — агрохолдинг «Мрия», объявивший технический дефолт в августе. Но и он не единственный. Так, агрохолдинг «Мироновский хлебопродукт» (МХП) в январе-июне 2014 года получил чистый убыток в размере $ 270 млн против чистой прибыли $ 90 млн за аналогичный период 2013 г. Как отмечают в компании, агрохолдинг имеет значительные задолженности, которые инвестировал в развитие, но в связи с обесцениванием нацвалюты их погашать становится все сложне. Во-вторых, от аннексии Крыма и войны на Востоке. К примеру, компания KSG Agro, которая треть своей продукции растениеводства выращивала в Крыму, завершила полугодие с убытком в $ 18,9 млн., хотя за аналогичные месяцы прошлого года прибыль агрохолдинга оставила $ 11,5 млн. Другой пример — агрохолдинг «Агротон», который получил $ 36,6 млн. чистого убытка. Как отмечается в отчете компании, чьи основные активы находятся в Луганской области, вооруженный конфликт на востоке Украины негативно повлиял на операционную деятельность компании, так как ее активы не единожды оказывались в эпицентре боевых действий.