Об этом директор Украинского Аналитического центра пишет в блоге на портале «Неделя. UA».
«Помните, сколько было дискуссий и споров во времена, когда во главе НБУ был Сергей Арзубов, а потом и Игорь Соркин? Как много тогда обвиняли их в том, что они держат курс и не разрешают девальвацию. И тогда очень часто в вину НБУ ставили, что стабильный курс это плохо, а вот гибкий — это чудо», — пишет эксперт.
Сложно пересчитать разного рода горе-экспертов, которые рассказывали, как экономика Украины будет эффективно работать при гибком курсе, как вырастут золотовалютные резервы, увеличится торговля, и вообще вырастут доходы населения. Теперь эти эксперты тихо помалкивают и стараются не вспоминать свои обещания и прогнозы.
Охрименко отмечает, что «теперь стараниями Степана Кубива и Валерии Гонтаревой Украина и, самое главное, украинцы смогли на собственной шкуре почувствовать и сравнить эффективность стабильного и гибкого курса гривны».
«Если говорить научным языком, то как раз во времена Арбузова и Соркина в Украине был гибкий курс гривны, а то, что сделали с курсом Кубив и Гонтарева, ничего общего не имеет с гибким курсом, это скорее базарный курс» — акцентирует эксперт.
По словам Охрименко, в мировой теории и практике финансового рынка гибким считается курс национальной валюты, который изменяется вверх и вниз в разумных пределах. Другими словами, когда во времена Арбузова и Соркина курс гривны за год колебался на 2-4% — это и был гибкий курс. А когда курс гривны постоянно девальвируется, это не гибкий курс, это просто обвал национальной валюты и всей экономики.
«Простое сравнение фактов 2013 и 2014 очень хорошо показывает, какой „эффект“ получили украинцы благодаря псевдогибкому курсу, который сейчас существует в Украине. С начала 2014, когда начал действовать псевдогибкий курс гривны, население забрало из банков депозитов в валюте на сумму $6 млрд и 32 млрд гривен. Только за июль 2014 украинцы забрали из банков депозитов в гривне на сумму 920 млн и около $470 млн.
А вот в июле 2013, когда был настоящий гибкий курс гривны, население дополнительно принесло в банки депозитов в гривне на сумму 2,5 млрд, а валютных депозитов на сумму $176 млн», — пишет Охрименко.
На данный момент, к сожалению, население потеряло доверие к банковскому сектору, поэтому и идёт массовый отток депозитов. Целый ряд банков не отдают депозиты, хотя не существует моратория на возврат депозитов, а есть только лимиты по выдаче денег из кассы: в гривне не более 150 000, а в валюте не более 15 000 гривен в валютном эквиваленте.
Но даже эти лимиты целый ряд банков не исполняют, среди которых Актив, Ситикомерцбанк, Терра. В НБУ накопились уже сотни жалоб на действия банков по задержкам с возвратом депозитов, но действующее руководство НБУ слабо реагирует на эти жалобы.
Это при предыдущем руководстве жалобы в НБУ имели действенный результат, и многие банки боялись допускать задержки с возвратом депозитов. А теперь это стало настолько обыденным явлением, что даже становится привычным, и украинцы бояться размещать деньги в банках — не уверены, что им эти деньги возвратят без задержек.
Это существенно ухудшает имидж всего банковского сектора. Но действующее руководство НБУ явно этой проблемы не замечает и продолжает надеяться, что со временем это проблема сама себя изживёт. Довольно таки интересная логика действующего руководства НБУ.
Когда был стабильный курс доллара, Арбузова и Соркина обвиняли, что они тратят золотовалютные резервы и тем самым сдерживают девальвацию гривны. При этом эти обвинители забывали сказать, что главная и единственная функция золотовалютных резервов как раз заключается в том, чтобы делать интервенции на валютном межбанковском рынке.
Во всех странах мира центральные банки используют свои золотовалютные резервы для таких целей и тем самым они регулируют валютный рынок, обеспечивают контролированный курс национальной валюты. Нигде в мире, за исключением Украины, нет такого хаоса на валютном рынке, когда курс национальной валюты устанавливает не госбанк, а «чёрный валютный рынок».
Действительно, за 2013 золотовалютные резервы Украины уменьшились с $24,6 до $20,4 млрд. Но при этом Украина погасила около $6 млрд старых кредитов МВФ. По состоянию на 1 августа 2014 золотовалютные резервы Украины составляют $16 млрд, и это при том, что в мае Украина взяла в долг у МВФ $3,2 млрд.
Поэтому обвинения, что стабильный курс доллара «съедал» золотовалютные резервы, а вот якобы гибкий курс обеспечит рост этих самых резервов, бессмысленны. В действительности именно контролируемый гибкий курс доллара времён Арбузова и Соркина и позволил Украине в 2012-2013 погасить старые кредиты МВФ, еврооблигации и рассчитаться по всем внешним долгам вовремя и в полном объёме, без необходимости получать новый кабальный кредит МВФ.
Украина с таким трудом погасила большую часть кредита МВФ в размере $13 млрд, которые брала ещё Юлия Тимошенко, а теперь новое руководство страны опять набирает новые кредиты и не думает о том, как будет его погашать.
«Нужно девальвировать гривну, и приток экспортной выручки вырастет в разы» — любимая цитата, которую часто любили говорить в прежние времена сторонники девальвации гривны. И вот теперь Украина имеет девальвацию гривны на уровне почти в 60%, и что же получилось в результате?
А в результате за первое полугодие падение экспорта товаров на 5,2%, а экспорта услуг — на 10% по сравнению с прошлым годом, когда, как утверждали, не было гибкого курса. И только благодаря падению импорта на 18%, внешняя торговля Украины стала профицитной.
Но, вместо того, чтобы увеличиться продаже валюты экспортерами на межбанковском валютном рынке, она, наоборот, падает. Если ещё год назад ежедневно на межбанке продавали валюты на $1-1,5 млрд, то теперь лишь на $200-300 млн. Дефицит валюты в Украине существенно ощущается. Поэтому никто не может объяснить, куда подевался профицит почти в $3 млрд, который, как утверждает Государственная служба статистики, получили наши экспортёры.
Вот такой «гибкий курс» получила экономика Украины и украинцы, благодаря Кубиву и Гонтаревой. Как результат, если в июле 2013, во времена Арбузова и Соркина, средняя официальная заработная плата была около $400 в эквиваленте, то теперь она составляет около $280. Вот это и есть «главное достижение» гибкого курса гривны, который так призывал ввести МВФ и который так любили хвалить наши отдельные эксперты, явно потому, что сами получают заработную плату наличными долларами от своих спонсоров.