Собственно, именно проблемы в данной сфере стали одним из главных катализаторов протестов против режима Януковича, поэтому от новой власти общество ожидало, прежде всего, прекращения разворовывания бюджетных средств, обуздания налоговой службы, которая начала превращаться в институт государственного рэкета, снижения фискального давления на бизнес и пр.
Иными словами, украинцы ждали активизации реформ всех составляющих системы государственных финансов.
Однако для проведения этих реформ у правительства Яценюка было немного времени. Еще в начале его каденции было очевидно, что финансового ресурса для относительно бесперебойного финансирования бюджетных расходов хватит ненадолго, поэтому действовать необходимо было оперативно и решительно.
К сожалению, кроме устных инициатив, в данном направлении за прошедшее время практически ничего не было сделано. КМУ не провел ни одной серьезной реформы ни в бюджетной, ни в налоговой системе.
В итоге правительство в фискальной сфере окончательно скатилось с попытки проведения глубоких реформ на путь политики «тушения пожара». Вместо инициатив, направленных на упрощение налоговой системы для бизнеса, децентрализацию бюджетной системы, повышение эффективности расходования бюджетных денег, оно упорно проталкивает набросанные на скорую руку предложения по увеличению налогового бремени для рядовых граждан. Такая политика все еще находит понимание в обществе, однако ресурс его терпения не безграничен.
Потеря времени существенно ограничила возможности правительства осуществлять какие-то масштабные изменения. Начиная с лета, прогнозируемо начались проблемы со сбалансированием доходов и расходов бюджета, которые в июле приобрели угрожающие масштабы. По состоянию на 1 августа госбюджет оказался недовыполненным на 6,6% от плана, а объем несобранных средств составил 16,2 млрд гривен. К тому же на бюджет давят сверхплановые расходы, связанные с резко возросшими финансовыми потребностями армии, а также ростом расходов на обслуживание госдолга.
С учетом падения экономики, увеличения расходов на военные действия и обслуживания госдолга, оккупации части территории иностранными войсками и террористами, возникновение существенного дефицита является неизбежностью.
Правительство должно было бы заранее заняться поиском новых источников доходов, однако вместо этого оно начало резать социальные выплаты и целенаправленно разгонять инфляцию в надежде на рост «инфляционных доходов» бюджета. А после поисков новых источников доходов правительство предложило Верховной раде и обществу налог на пассивный инвестиционный доход и повышение акцизов.
Главной новацией стало введение временного дополнительного налога на доходы физлиц в размере 1,5%.
Стоит учесть, что понятие доходов в Украине сужено настолько, что под него подпадает только заработная плата и сопутствующие доплаты (поощрительные и компенсационные выплаты или другие выплаты и вознаграждения, которые выплачиваются плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам). Также этим налогом будут облагаться выигрыши в государственную и негосударственную денежные лотереи.
Такое сужение базы налогообложения приведет к тому, что этот налог окажется наиболее обременительным для тех, у кого официальная заработная плата является главным источником доходов, а это, как правило, небогатые слои населения.
В структуре доходов зажиточных украинцев существенную долю занимает пассивный инвестиционный доход (например, доходы с депозитов и ценных бумаг), незадекларированные доходы (например, плата за сдачу в аренду жилой недвижимости), доходы от увеличения капитализации (например, перепродажа недвижимости и машин) и взятки. На все эти виды дохода «военный» налог не распространяется.
Ставка правительства на небогатые слои населения, безусловно, сработает, поскольку именно им тяжелее всего укрывать свои доходы от налогообложения. В отличие от олигархов, которые могут выводить деньги в офшоры либо прятать доходы в собственных предприятиях, банках, страховых компаниях, благотворительных фондах, люди, у которых доминирующим (если не единственным) источником дохода является заработная плата, в принципе не могут самостоятельно минимизировать налог, так как налоговым агентом с НДФИ является работодатель.
Помимо усиления фискального давления на рядовых украинцев, правительству крайне необходимо было продемонстрировать хотя бы видимость того, что оно пытается заставить платить больше налогов не только простых украинцев, но и олигархов. Так, с августа возрастут платежи за пользование недрами при добыче газа, нефти, газового конденсата и железорудного сырья. Достаточно эффективная норма, за исключением того, что самое большое повышение касается добычи газа, которая на 95% контролируется госкомпанией, и которая в условиях отсутствия газовых поставок со стороны РФ требует срочных инвестиций, а не дополнительных налогов.
Закон также отменяет льготное налогообложение прибыли для предприятий гостиничной деятельности и альтернативной энергетики. В части предприятий, которые производят электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, эта норма малоэффективна, поскольку существенная часть их находится в Крыму.
И уже традиционно, государство увеличило фискальную нагрузку на сигареты и алкогольные напитки.
Если проанализировать источники дополнительных доходов, которые намерено получить правительство от предложенных новаций, выходит, что 65% дополнительного дохода обеспечат прямо или опосредовано граждане Украины.
Кроме названых мер, правительство, по словам его главы, не знает, откуда еще можно взять деньги для финансирования расходов бюджета. Подобное заявление вне зависимости от его мотивов серьезно подрывает доверие к действующему Кабинету министров.
В нынешней сложной ситуации общество будет и дальше терпеть и идти на жертвы, однако ресурс любого терпения не безграничен, тем более что существенный запас этого терпения правительство уже израсходовало.
И терпеть подобные инициативы есть смысл, когда неудобства являются результатом болезненных, но необходимых изменений. Украинское же правительство практически не предприняло никаких решительных мер в сфере госфинансов. В итоге принятые фискальные инициативы правительства не решают, а только отодвигают на несколько месяцев проблему острого дефицита госбюджета.
Однако опыт стран, которые сталкивались с финансовыми потрясениями, свидетельствует, что в сложных экономических и политических условиях фискальное бремя, наоборот, должно быть смещено на наиболее зажиточные слои населения.
Forbes предлагает альтернативные варианты преодоления дефицита госбюджета.
Все названные меры фискальной стабилизации не являются теоретической абстракцией, а были успешно апробированы в условиях финансово-экономического кризиса в разных странах ЕС. Трудно понять, почему высшие отечественные чиновники не владеют информацией о европейском опыте.