Призванная разобраться с нарушением прав участников зимних массовых акций протеста, комиссия за четыре месяца своей деятельности так и не привлекла внимания пострадавших активистов.
Как рассказала «Капиталу» секретарь Временной специальной комиссии (ВСК) по проверке деятельности судей Марина Соловьева, с момента создания комиссии в апреле 2014 г. до вчерашнего дня было подано 410 жалоб, из них только 14 являются предметом рассмотрения комиссии. Она пояснила, что к полномочиям ВСК относится проверка судей, которые запрещали акции во время Евромайдана, давали санкции на арест его участников.
Также будут проверены судьи, чьи решения отменял Европейский суд по правам человека, кто лишал мандатов народных депутатов нынешнего созыва и вмешивался в определение результатов парламентских выборов 2012 г. «В большинстве случаев жалобы поступают на судей, принявших решение по гражданским или хозяйственным делам, но не по предмету проверки. Может ситуация изменится, ведь ВСК будет принимает жалобы еще три месяца», — говорит Соловьева.
Она отмечает, что первые результаты проверок могут быть готовы в середине августа текущего года. После этого документы будут переданы для дальнейшего принятия решение в Высший совет юстиции (ВСЮ) и Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС). По ее словам, ВСК будет следить за материалами проверки до окончания своих полномочий в апреле следующего года.
Напомним, ВСК была создана законом о восстановлении доверия в судебной системе. В ее состав вошли пять бывших судей, назначенных Пленумом Верховного суда и пять адвокатов от правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики Татьяны Черновол.
Глава люстрационного комитета при Кабинете министров Егор Соболев вчера рассказал «Капиталу», что граждане действительно не спешат обращаться с жалобами на деятельность судей во время Евромайдана. «Я хотел бы обратиться к гражданам, чтобы они обращались в ВСК, времени остается все меньше, а еще не привлекли к ответственности ни одного судьи», — сказал он. По словам Соболева, для активизации процесса достигнута договоренность с юристами, которые помогут всем пострадавшим оформить документы. Он считает, что причиной малого количества обращений пострадавших является участие большинства активистов Евромайдана в боевых действиях на Донбассе.
Бывший председатель Верховного суда Василий Маляренко считает, что закон о восстановлении доверия в судебной системе не принес результата, поскольку был принят без фундаментального анализа проблемы. По его словам, низкое количество жалоб на судей от активистов Евромайдана может быть вызвано недоверием к работе ВСК, страхом ответственности или отсутствием оснований.
Не спешат подавать жалобы и народные депутаты, которых Высший административный суд лишил мандатов в 2013 г. Так, народный депутат Александр Домбровский (внефракционный) заявил «Капиталу», что его юристы пока только изучают вопрос. Он затруднился ответить, что именно может повлиять на принятие решения.
Секретарь ВСК Соловьева также отметила, что работа комиссии может быть остановлена в судебном порядке. Общественная организация «Украинское общественно-политическое движение: Демократия через право» оспаривает в окружном административном суде Киева решение о назначении членов комиссии. Предварительное заседание состоялось в начале июля. В общественной организации «Капиталу» пояснили, что причиной иска стало нарушение закона во время назначения членов ВСК. Документ запрещает входить в состав комиссии бывшим сотрудникам правоохранительных органов, а Станислав Батрин, который после иска написал заявление об исключении его из состава ВСК, ранее был следователем МВД.
В целом принятый под давлением общественности закон о восстановлении доверия к судебной системе пока не принес ожидаемых результатов. Уволенные документом председатели судов сохранили свои должности, так как большинство из них были переизбраны судейскими коллективами.
Вместе с тем увольнение членов ВСЮ и ВККС заблокировало решение кадровых вопросов в судейской системе — более 8 тыс. жалоб на действия судей находятся без рассмотрения, ряд судей не могут уйти на пенсию и продолжают получать заработную плату, не выполняя при этом свои обязанности.