Пересели на старые
Главной причиной такой тенденции страховщики называют ситуацию в Донбассе. «В зоне АТО не только заявления об угонах, но и общее количество заявлений от страхователей выросло более чем в два раза», — признает Музычко. При этом зоной АТО проблема угонов не ограничивается. «У нас тоже рост заявлений превышает пятикратный уровень, но не могу сказать, что это связано с Донбассом. Угонять стали больше по всей Украине — много обращений поступило из Одесской, Черкасской, Черниговской областей», — сетует предправления страховой группы ТАС Павел Царук. Страховщики пока не знают, с чем связано увеличение количества угонов в Украине. «Причины могут быть самые разные, ведь страна, по сути, находится в состоянии войны. Но случается, что владельцы залоговых авто сами прячут автомобили и заявляют об угоне, чтобы с помощью страховки погасить кредит», — продолжает эксперт. При этом, по словам Царука, подобные случаи мошенничества хоть и встречаются, но их не так много.
1,3 млрд грн собрали страховщики на рынке автострахования (каско, ОСАГО, «Зеленая карта») в I квартале 2014 г.
Страховщики отмечают, что среди угонщиков наибольшей популярностью пользуются внедорожники. «Многие жители Донецкой и Луганской областей, чтобы уберечься от угона своих дорогих авто, сегодня либо прячут их в гаражах, либо пересаживаются на старые «москвичи» и «жигули». Поэтому количество застрахованных в этом регионе автомобилей падает, так как старые машины нет смысла страховать», — рассказывает президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.
Кривая тянет вниз
Пока трудно сказать, насколько упали объемы страхования каско в зоне АТО, но в целом за полгода рынок автострахования просел на 25 %, подсчитали в ЛСОУ. Страховщики менее оптимистичны. «Возможно, падение портфелей каско более чем на 40 %, — считает заместитель предправления по продажам страховой компании «Нова» Лина Кравченко. Основная причина падения интереса к каско — экономическая: не растут продажи новых автомобилей, автопарк стареет, нет активного автокредитования, к тому же у многих людей снизились доходы. «Сегодня население тратит деньги на самые насущные потребности, к которым страхование не относится», — констатирует Кравченко. При этом, по данным компании AUTO-Consulting, в июне было зафиксировано увеличение продаж новых авто в 2,6 раза по сравнению с маем. Страховщики называют этот подъем ситуативным. «Скорее всего, рост продаж был связан с отложенным спросом — те, кто хотел купить машину, в мае ждали результатов выборов», — считает Царук. По его прогнозам, объемы продаж новых авто до конца года вряд ли вырастут, а значит, не стоит ожидать и увеличения продаж каско.