На Бортнической станции аэрации будут «деодорировать» отходы, чтобы избавить жителей Позняков и Харьковского от дурного запаха в квартирах, и сжигать фекалии.
В пятницу на закрытом совещании в КГГА институт «Киевинжпроект» и «Киевводоканал» представили городскому руководству предварительный проект реконструкции аварийной станции.
О том, что станция нуждается в скорейших изменениях, говорят цифры: во время строительства БСА в 1960-80х годах инженеры ставили максимальный предел мощности переработки сточных вод - 600 тыс. кубических метров в сутки. Сейчас, говорят в «Киевводоканале», на станцию в сутки стекают 1 млн 100 тыс кубометров нечистот, то есть почти в два раза больше проектных объемов. Причем, в перспективе их объем будет только расти, ведь город растет, строятся новые жилые дома, супермаркеты и рестораны.
Ил не вывозят из-за бытовой химии
По планам 1980-х годов очищенный ил с полей БСА должны были регулярно вывозить и использовать на сельхозпредприятиях в качестве удобрений. Что и делали вплоть до конца 90-х. А потом перестали. Примерно в то же время в столице стали использовать современные стиральные порошки и средства для мытья посуды с фосфатами, которые оседают в иле и делают его токсичным.
«В результате на иловых полях вместо проектных 3 млн кубометров сегодня отстаиваются 9 млн кубометров ила, и это серьезная проблема», - говорит заместитель генерального директора по техническим вопросам «Киевводоканала» Андрей Белик. Укрепление дамб, по его словам, дает только краткосрочный результат, поскольку количество отходов постоянно увеличивается.
Напомним, 10 апреля одну из дамб, сдерживающих нечистоты на полях, прорвало, и зловонным илом залило 2 гекатара прилегающей территории.
Еще одной проблемой БСА является неприятный запах, от которого страдают 500 тысяч жителей массивов Осокорки, Позняки и Харьковский. От этой проблемы планируют избавиться с помощью так называемой «деодорации», то есть, применением специальных химических средств, дезинфицирующих воду и убивающих зловоние. Отстойные емкости и подводные каналы к тому же герметично накроют. Иловые поля хотят отодвинуть еще на километр от жилых массивов.
«В результате работ освободится 30 гектаров территории и БСА отодвинется от жилых массивов на 1 км, что очень важно с экологической точки зрения», - рассказал директор института «Киевинжпроект» Сергей Марченко.
Электростанция на фекалиях
Параллельно на БСА планируют строить завод по сжиганию нечистот. Вместе с заводом «Киевинжпроект» предлагает оборудовать электростанцию, которая будет использовать освободившуюся от сжигания фекалий энергию для производства электричества для нужд БСА (около трети всех потребностей станции).
«Мы рассматривает варианты, чтобы оставшийся пепел поставлять на асфальтовые заводы или строительные компании. Его можно использовать в цементе или дорожном покрытии», - говорит Андрей Белик.
Окончательный проект реконструкции будет подготовлен в июле. Для его реализации, помимо средств из государственного и городского бюджетов, планируется привлечь 70 млн евро инвестиций от японской компании. Восточные партнеры готовы предоставить кредит при условии использования на БСА их оборудования. Ранее глава КГГА Александр Попов заявлял, что на реконструкцию БСА необходимо 1,6 млрд гривен.