Химик Жан Шансель, который 300 лет назад изобрел спички, был бы удивлен, узнав, как потомки используют его изобретение. С помощью тысяч деревянных палочек киевлянин Иосиф Осташинский создает барельефные картины. Украинский мастер — единственный в мире создатель спичечных архитектурных миниатюр. Он зарегистрировал авторское право и попал в Книгу рекордов Украины как владелец крупнейшей коллекции, которая насчитывает 65 масштабных работ. Свои «Золотые ворота» автор подарил Людмиле Кучме и руководителю Украинского фонда культуры Борису Олейнику, а картину «Крепость» — Иосифу Кобзону. Еще несколько работ осели в частных американских коллекциях.
Спичечная архитектура
«Михайловский Златоверхий», «Ирининская церковь», «Синагога Розенберга» — киевские работы. А кроме них — «Ласточкино гнездо», японский «Монастырь Якусидзи», «Собор Парижской Богоматери», «Храм Гроба Господня». На выставке Осташинского можно путешествовать по миру, хотя автор из Киева дальше Москвы не заезжал. Спичечные дворцы и церкви он воссоздает по старым архивным фото и чертежам, добиваясь стопроцентного сходства.
— Более половины картин — родной Киев. Многие здания я построил в миниатюре раньше, чем их отреставрировали. Одна из самых сложных работ — иерусалимский Храм Гроба Господня — потребовала 4 500 «кирпичиков», я их выкладывал по сантиметру пинцетом, — рассказывает художник.
На одну картину уходит от пары месяцев до нескольких лет. Понравится Осташинскому какое-то здание — он разыскивает его фотографии разных лет, описания, продумывает материалы. Кроме спичек, которых на одну работу требуется не меньше 200 коробок, в ход идут ватные палочки, шашлычные шпажки, зубочистки, трубочки, тесьма, переплетные материалы, даже сетка от комаров. Красками мастер не пользуется, только морилкой для создания оттенков, а фон печатают в типографии. Самый сложный момент — создание объемных куполов, на один-единственный уходит 2,5 часа.
Осташинский оттачивает свое мастерство вот уже 30 лет. Во время службы в армии участвовал в советско-китайском конфликте и повредил позвоночник. Долго лечился и со скуки в больнице начал делать объемные картины из спичек.
— Позже я узнал, что такие делает полмира, поэтому придумал свой стиль: вначале создавал здание в срезе, а потом уже размещал на холст. Думаю, больше всего подходят для такого творчества храмы. Архитектурного образования у Осташинского нет, 40 лет трудился в типографии. Смеется, что у него не золотые, а серебряные руки: на них до сих пор видны пятна от проявки снимков в растворе серебра. Долго изучал архитектурные стили, инженерное дело, попутно пробовал силы в гравюре и чеканке, но нашел себя только в спичках.
— Ближе к старости я пришел к тому, что искал всю жизнь и получил признание. У меня было уже 80 персональных выставок в разных городах России и Украины.
Крестный отец
Вопросов о продаже работ Иосиф Осташинский не любит.
— Не сыпьте соль на рану. Часто иностранцы подходят на выставках: «Каждая работа стоит как автомобиль. Вы — миллионер?» А у меня только два велосипеда. Дачу построил 30 лет назад из спичек. Пенсии на клей и спички хватает — я доволен.
Творчество больше благотворительное: мастер-класс детям провести, в выставке поучаствовать. Но если попадается заказчик, то меньше чем за $2 000 автор картину не уступит.
Мастер-классы Иосиф Борисович проводит в школах и интернатах. Недавно издал учебник для детей «Удивительные поделки из спичек», где подробно описывается весь процесс. Есть и достойные последователи — например, у выпускника днепропетровской школы-интерната Миши Климова картины получаются не хуже. Лет десять назад Осташинский был там с выставкой и пригласил желающих попробовать. Самым способным оказался 15-летний Миша. Позже его работы выставлялись в «Украинском доме», а мальчика наградили путевкой в «Артек». Михаил получил строительное образование, работает по специальности. А художник стал сироте крестным отцом.
Интересная статья. Автору спасибо. Иосифу Борисовичу - здоровья, сил и новых творческих успехов.