Премьеру не понравилось, что случаи аварий с чиновниками, водящими машину подшофе, стали регулярными. На заседании правительства Николай Азаров заявил: алкозависимым не место на госслужбе. «Взгляд» выяснял, как пьют в высших эшелонах власти.
Без градуса нет праздника
«Общеизвестно, что люди с зависимостью не могут находиться на госслужбе. Этой нормы нужно придерживаться неуклонно, без исключений и без колебаний, – отметил Николай Азаров. – В ходе профилактической работы вообще нужно принципиально устранить такие факторы риска. Делать это с уважением к лицу, но абсолютно бескомпромиссно».
У Азарова есть основания высказываться таким образом. Пить спиртное – в традициях Кабмина еще с советских времен.
«Вот празднуют, например, день рождения. И это ведь сплошной ураган: накрывается „поляна“, с 12 часов именинник принимает гостей, с каждым выпивает, – рассказал „Взгляду“ бывший глава МинЖКХ Алексей Кучеренко. – Я ввел в министерстве правило: раз без алкоголя праздник – не праздник, отмечать дни рождения только после 18 часов».
И все-таки иногда прокалываются даже чиновники самого высокого ранга. Причем доверие к ним настолько низкое, что, например, заместителю министра финансов Анатолию Мярковскому никто не поверил, будто он пил лекарства от сердца и именно поэтому странно вел себя в Раде.
Не безгрешен и сам Николай Азаров: прошлым летом он поспорил со шведским фанатом о результате футбольного матча, поставив на кон бутылку пива. Украина проиграла – тогда премьер пригласил шведа в Кабмин, где оба выпили по кружке хмельного напитка на глазах у журналистов и фотографов.
«У высших чиновников, конечно, есть мини-бары в кабинетах. Ведь этикет деловых встреч предусматривает коньяк, а шампанское принято пригубить при подписании важных документов. И только от моральных качеств зависит, пригубит человек или напьется», – считает Кучеренко.
Начальство закрывает глаза
Для чиновников попроще всегда существуют недорогие «профсоюзные» кафе и ресторанчики – таких полно в каждом городе возле административного квартала. Работники центрального аппарата Кабмина в обеденный перерыв ходят в кафе близлежащего Дома офицеров.
«Средняя стоимость обеда там 25 гривен, порции коньяка – всего 12. Да и начальство до сих пор закрывало глаза на „сабантуи“ в кабинетах: если отклеить штрихкод на бутылке, можно пронести ее через рамку на входе незаметно», – рассказывают «Взгляду» работники аппарата Кабмина.
Как собираются бороться?
«Профилактика Азарова» может включать в себя проверки, которые учинят министерствам и ведомствам. В Кабмине «Взгляду» пояснили, что при устройстве на работу каждый чиновник подает справку об отсутствии у него любых зависимостей. Выдают ее врачи-наркологи по месту регистрации, а чтобы установить, были ли нарушения, эти справки можно будет сличить с записями в медкартах чиновников. Скорее всего, вычитывать записи докторов будут комиссии Минздрава, но могут подключить и прокуратуру.
«Но это слишком долгий и сложный путь, гораздо проще несколько раз в неделю устраивать „фейс-контроль“ у входа на работу или брать кровь на анализ, – сказал „Взгляду“ экс-министр здравоохранения Юрий Поляченко. – Можно еще, как в Советском Союзе, чтобы за чиновником наблюдал отдел кадров: когда приходит и в каком виде».
Есть также идея проверять здоровье чиновников перед началом рабочего дня: либо алкотестером, как это делают сотрудники ГАИ, либо измеряя давление и проверяя моторику – такую процедуру проходят водители общественного транспорта перед выходом на маршрут.
«Но это будет нарушением прав человека», – предупреждает замминистра здравоохранения Александр Толстанов.