Сегодня примерно 250 миллионов детей во всем мире, включая украинских школьников, не получают базовые навыки, необходимые для выхода на рынок труда. В то время как бизнес требует качественно нового уровня специалистов всех сфер деятельности, которые будут оказывать прямое влияние на рост экономики.
Решение этой проблемы – не в осознании государством своих моральных обязательств и ценностей, а в его конкретных действиях: будущие поколения нужно срочно адаптировать к условиям выживания в переменчивом будущем.
По данным Международной организации труда, к 2020 году мировая бизнес-среда сформирует почти 300 миллионов новых рабочих мест. Кем их заполнить? Уже на сегодняшний день около 40% работодателей испытывают трудности с набором сотрудников. Их необходимо не просто вырастить, а вооружить такими "навыками XXI века", как критическое и логическое мышление, гибкость в решении проблем, изобретательность, а главное – цифровая грамотность и умение взаимодействовать с ИКТ. Притом бизнес будет рассматривать эти качества не просто как основное требование к трудоустройству, а, скорее, как актив для создания новых продуктов и услуг.
Где лежит ключ к решению этих вопросов? Прежде всего, в улучшении качества образования, требующего не экспериментов с разными подходами и практиками, а изучения предметов, которые смогут снабдить ребенка самыми востребованными компетенциями.
Технологический прогресс наложил глобальный отпечаток на условия конкурентоспособности любого специалиста в виде привязки всех существующих профессий к ИКТ. Новое поколение кадров должно быть вовлечено в инновационную среду, понимать принцип работы даже самых простых алгоритмов и ценность необходимости что-то создавать и производить, а не только бесцельно потреблять.
До сих пор бытует мнение, что привычные базовые предметы в школе в виде математики и естественных наук дают возможность овладеть такими навыками, но сегодня этого уже недостаточно. Цифровая грамотность, креативность и работа с информационными технологиями – вот одна из самых значимых категорий, применимых к рынку труда в странах Европы и в США до 2030 года (McKinsey Global Institute, 2018), которые трансформируют экономику.
Именно это заставило ряд государств во всем мире пересмотреть приоритеты действующих школьных программ, в результате чего одним из базовых предметов учебных планов стало раннее программирование. Только за последние 5 лет его внедрили в школах почти все страны ЕС, а также США, Канада, Австралия, Китай, Индия, Южная Корея, Япония, Сингапур, Израиль и даже Африка.
Во-первых, программирование является универсальным фундаментом большинства профессий и фактически залогом конкурентного преимущества каждого ребенка.
Во-вторых, программирование – это набор тех знаний и навыков, которые сегодня критически необходимы каждому ребенку для всестороннего развития и личностного прогресса: умение строить коммуникации и проявлять гибкость мышления, взаимодействовать с окружающим миром технологий и использовать новое программное обеспечение, раскрывать творческий потенциал и развивать индивидуальные способности, учиться воплощать идеи в жизнь и осознанно подходить к выбору будущей профессии.
В-третьих, при умелом подходе, программирование – уникальный универсальный инструмент в классе, который может интегрироваться с другими предметами, улучшая их восприятие и повышая их ценность.
В-четвертых, знание основ программирования повышает шансы ребенка на будущее вступление в ВУЗ и дальнейшее беспроблемное трудоустройство, не взирая на избранную специализацию и личные амбиции.
В-пятых, программисты и специалисты по ИКТ разного уровня востребованы на внутреннем рынке страны не меньше, чем на международном. Осознание собственной ценности и уверенность в своих знаниях ведет к успешной карьере практически в любых условиях, а это в большей степени решает вопрос системного оттока кадров. Ведь если ты в состоянии создать продукт, за который готовы платить деньги в твоей стране, стимул искать пути для самореализации за ее пределами рано или поздно угаснет.
Достаточно оснований для того, чтобы перейти от раздумий к действиям?
Очевидные бонусы для государства
Любая страна, независимо от уровня развития и сегодняшнего качества инновационной среды, выиграет от усилий, вложенных в развитие детей. Особенно, если эти усилия сконцентрируются на предоставлении им приоритетных возможностей, а не на глобальных неподъемных стратегиях, упирающихся в материально-техническую базу.
Согласно недавнему докладу ОЭСР, обеспечение каждому ребенку банального доступа к приобретению современных знаний, необходимых для полноценного участия в жизни общества, приведет к увеличению ВВП в среднем на 28% в год в странах с низким уровнем дохода, и на 16% в год в странах с высоким уровнем дохода для населения в последующие 80 лет.
Что будем делать? Ссылаться на отсутствие ресурса и негибкость системы, чтобы осуществить рывок? Хорошая новость – это не проблема. Западники годами разрабатывали универсальные, адаптируемые под любые образовательные системы платформы, которые сегодня позволяют научить украинского школьника программировать. А вот вопрос отсутствия ресурса и негибкости системы решили очень быстро: признали основополагающее значение частно-государственного партнерства для повышения образовательного потенциала и позволили бизнесу стать частью общей цели - создать инновационную экосистему в школах посредством внедрения новых продуктов и платформ.
Обеспечение качественного образования — это командная работа, которая требует участия всех сторон. И нам не нужно нырять с головой в процесс глобальной интеграции международных моделей обучения. Нам нужно лишь дать детям заурядный инструмент – в виде доступа к изучению основ программирования и ИКТ, и тогда они сами построят ту самую инновационную экономику.
Юрий Чубатюк
Источник