Об этом сообщает Андрей Серветник на страницах издания Дело.
Тот факт, что Украина задекларировала намерения присоединиться к BEPS, означает, что и законодательство, и правоприменительная практика у нас будут синхронизированы с подобной практикой в развитых странах. Фактически наша страна подчеркивает, что идеология борьбы с уклонением от уплаты налогов у нас будет единой с другими юрисдикциями.
Документ предполагает унификацию действующих договоров об избежании двойного налогообложения. То есть все страны, подписавшие многостороннюю конвенцию, обязуются применять свои договоры согласно новым (более четким и технически совершенным) правилам и стандартам. Для стран, подписавших эту конвенцию, положения старых двусторонних договоров будут де-факто заменены новыми. И, соответственно, некоторые выплаты между резидентами этих стран могут лишиться налоговых льгот и полностью подлежать налогообложению в той стране, из которой производится выплата. Страны будут применять более или менее единообразный подход, тестируя право применения налоговой льготы, например, при выплате дивидендов или процентов, или при налогообложении прироста капитала.
Важно понимать, что никто не посягает на само по себе право стран заключать налоговые соглашения и предоставлять льготы. Борьба ведется против злоупотребления международными конвенциями. Нормы, которые содержит многосторонний документ, будут давать возможность Украине отказывать в применении налоговых льгот либо к сделкам, у которых основной целью было избежание налогообложения, либо по отношению к компаниям, которые не классифицируются под применение соответствующих конвенций.
Влияние на украинский бизнес
Бизнесу нужно готовиться к тому, что данный документ скорее всего будет подписан Украиной и затем вступит в силу. Это отразится на тех, кто на данный момент проводит транзакции или выстраивает международные структуры с единственной целью — уклоняться от налогов. Соответственно, тем украинским компаниям, у которых есть риски неприменения конвенций по тем или иным операциям, или риски признания налогооблагаемого постоянного представительства по новым правилам, уже сейчас следует провести анализ своих структур и сделок, усовершенствовать их там, где это возможно, или подготовить аргументацию для споров с контролирующими органами.
На сегодня очень многие компании при расчетах с нерезидентами не обращают внимания на «сущность» своих структур и сделок. Не стремятся доказать тот факт, что у получателя доходов есть реальный статус налогового резидента за рубежом, и что он является фактическим (бенефициарным) владельцем получаемого дохода. Многие даже не скрывают, что цель выплаты на ту или иную зарубежную компанию — уклонение от уплаты или минимизация налогов.
Теперь налогоплательщикам придется добиться того, чтобы суть и форма транзакций совпадали.
Чтобы их сделки были обоснованными экономически, то есть проводились в интересах реального бизнеса, а не только из-за желания снизить налоги.
Конвенция VS внутреннее законодательство по BEPS
Следует отметить, что конвенция не решает многих вопросов, поскольку с точки зрения принципа налогового суверенитета международные договоры не могут устанавливать внутренние налоговые правила — только сама страна, каждая по отдельности, имеет право определять, какими будут ее внутренние налоги. А конвенции просто согласовывают и состыковывают между собой разные правила, нормы и практики, существующие в разных странах.
Например, никакая международная конвенция не решит, как Украине совершенствовать правила трансфертного ценообразования, какие требования должны быть установлены для ТЦО-документации, какие пороговые показатели будут приняты для подготовки отчетов в разрезе стран и мастер-файлов.
Точно так же, только внутренний закон может определить, будет ли Украина применять правила контролируемых иностранных компаний (КИК) и налогооблагать доходы украинцев, владеющих бизнесом за рубежом.
Страны, заявившие о намерении следовать принципам BEPS, планируют трансформировать свое законодательство в течение ближайших нескольких лет. Этот процесс, скорее всего, ожидает и Украину — законопроекты на данную тему обсуждаются в парламентских и экспертных кругах с середины 2016 года. Но конкретных сроков для принятия такого законодательсва в Украине не установлено.
Даже если специальный закон не будет принят в ближайшее время, но Украина подпишет многостороннюю конвенцию, это уже станет сигналом, что принципы BEPS у нас начали имплементироваться на практике. Но подчеркну, что и то, и другое важно.
Как к принятию Законов, так и к присоединению к конвенции необходимо готовиться заблаговременно через информирование бизнеса и общества. Любые налоговые изменения должны быть не катаклизмом, а запланированным изменением, к которому плательщики налогов смогут безболезненно адаптироваться. Между принятием налогового закона и его вступлением в силу должен пройти достаточно большой срок. Если Закон будет принят, например, сейчас, он должен вступить в силу не ранее чем с 1 января 2018 года, чтобы налогоплательщики могли привести свои структуры в соответствие с требованиями закона.
Это же касается и конвенции. Украина должна ее подписать, но важно, чтобы с учетом предусмотренных самой конвенцией процедур ратификации, она не создала немедленных проблем для налогоплательщиков.
Отдельный вопрос — «а судьи кто?» Оставим в стороне общую проблему недореформированности судебной системы Украины и недоверия бизнеса и общества к суду — ответим лишь на один вопрос: есть ли в Украине квалифицированные судьи — эксперты в международном налогообложении, которые способны были бы квалифицированно оценивать аргументы сторон в споре фискала против плательщика? К сожалению, пока что ответ отрицательный.
Последствия для Украины
Присоединение к BEPS является своеобразной лакмусовой бумажкой для определения того, насколько серьезно та или иная страна относится к уклонению от уплаты налогов и борьбе против него.
Не исключено, что страны, которые будут игнорировать международные механизмы борьбы с уклонением от уплаты налогов, могут столкнуться с проблемами — например, для компаний-резидентов этих стран банки не будут открывать счета.
Но ситуация двоякая. С одной стороны, любой прогресс в борьбе с уклонением от уплаты налогов — это хороший сигнал. Ситуация в мире изменилась, офшоры больше не считаются позитивным явлением, а агрессивное налоговое планирование больше не является предметом гордости для бизнеса. Поэтому Украина не может стоять в стороне в тот момент, когда все страны жестко сражаются за право собирать налоги.
С другой — наша экономика еще слаба, а Украина, как юрисдикция, не является достаточно привлекательной для инвесторов. Поэтому очень важно, чтобы жесткие налоговые правила, слепо скопированные у развитых стран, не послужили причиной для ухода бизнеса из страны или нежелания нового бизнеса вкладывать здесь средства.
Поэтому с одной стороны Украина должна бороться за то, чтобы плательщики не уклонялись от уплаты налогов агрессивными и некорректными методами, и здесь подходы, основанные на плане BEPS, нужны и важны, а с другой — нам нужно идти по пути снижения внутренних налоговых ставок, упрощения правил администрирования налогов для того, чтобы платить их в нашей стране действительно было выгодно.
А с учетом того, что Украина стремится занять свое место в мировой экономике, открывать для себя новые рынки, активно торговать и инвестировать, ей важно следовать выбору развитых и цивилизованных стран.