Строительство в Киево-Святошинском районе идет активными темпами. На полях, где еще три года назад выращивали кукурузу, сегодня возникли целые жилые массивы. Село Софиевская Борщаговка расположено вплотную к Киеву, однако цены на жилье здесь ниже, чем по ту сторону окружной, что привлекает потенциальных инвесторов покупать квартиры, а застройщиков – строить дома все ближе и ближе к аэропорту «Киев».
Однако многоэтажки на приаэродромной территории могут мешать приземлению самолетов и даже привести к человеческим жертвам, поэтому против застройки вблизи аэропорта уже несколько лет выступают прокуратура и Госавиаслужба. Тем не менее всего в двух-трех километрах от «Киева» заселяют 11-этажные дома и продолжают рыть новые котлованы. О том, каково жить на приаэродромной территории, многие жильцы узнают уже после новоселья – когда в своих новостройках вместо обещанного загородного уюта и комфорта оказываются в зоне круглосуточного шумового загрязнения, сообщает Вечерний Киев.
Поле стратегического значения
Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) скоро будет отмечать свое столетие, и в 1924 году, когда самолеты стали производить отсюда первые пассажирские перевозки в небе Украины, о многоэтажках здесь никто не мог даже мечтать. Поле на приаэродромной территории не трогали и в 60-80-годах прошлого века, во время строительства города Вишневое, поскольку несколько километров вблизи аэропорта имели стратегическое значение – оно было отведено для аварийной посадки самолетов. В 90-х годах статус международного получает аэропорт «Борисполь», а «Жуляны» остаются на вторых позициях, самолетов отсюда взлетает и приземляется мало и они небольшие, однако на приаэродромную территорию никто и в его худшие времена не думал посягать.
Кардинальные изменения в судьбе аэропорта «Киев» произошли перед Евро-2012: здесь построили новый терминал и пустили международные рейсы. Сегодня отсюда взлетают и приземляются десятки крупных самолетов. Однако именно теперь о ценности и стратегическом значении приаэродромной территории почему-то забыли. В 200 метрах от крыльев идущих на посадку боингов самыми стремительными темпами продолжают расти целые жилые массивы.
В зоне риска
По мнению экспертов, высотная застройка на месте «аварийного поля» может негативно сказаться на условиях взлета и посадки воздушных судов. Кроме того, в зоне риска оказываются и сами жители многоэтажек, поскольку нередко аварии случаются именно при вылете или подходе к аэропортам.
Кукурузное поле возле «Киева» пропитано кровью человеческих жертв. В августе 1957-го вблизи аэропорта не смогли разминуться и столкнулись два ИЛа-14, погибли 15 человек. В мае 1974 года при заходе на посадку в «Жуляны» при невыясненных обстоятельствах отравились угарным газом пилоты и пассажиры самолета Як-40. На поле возле аэродрома погибло 29 человек. В декабре 1976-го АН-24 в условиях плохой видимости потерпел катастрофу при заходе на посадку, проскочил аэродром и врезался в насыпь железной дороги Киев-Фастов, вследствие чего погибло 48 человек.
А 9 декабря 2007 года на поле возле Вишневого, на расстоянии 2,5 км от взлетно-посадочной полосы и 500 м от Окружной дороги, произошла катастрофа самолета, выполнявшего чартерный рейс из Чехии. На скорости 407 км/ч судно Beechcraft C90A столкнулось с кирпичной постройкой, на месте падения прогремел мощный взрыв. Тогда погибли два пилота и три пассажира. Фрагменты тел спасатели собирали по кусочкам – останки находили в радиусе 500 метров от места аварии.
В постройке, в которую врезался самолет, на момент аварии людей не находилось. Сегодня новостройки в Софиевке находятся на расстоянии трех километтров от аэропорта. О том, что могло бы произойти, если бы чешское судно врезалось не в сторожевую будку, а в жилой дом, ни власти Киево-Святошинского района, ни застройщики потенциальным инвесторам не рассказывают.
Нарушители в патриотичных тонах
Активной застройкой приаэродромной территории в Софиевской Борщаговке сегодня занимаются сразу несколько строительных компаний: ЖК «София» от Мартынова», ЖК «Софиевская Слободка» и ЖК «Городок». В каждой из этих компаний утверждают, что имеют абсолютно все необходимые разрешительные документы.
В январе 2015 года прокуратура Киевской области заявила иск в суд с требованием отменить разрешительные документы на строительство жилого массива в c. Cофиевская Борщаговка, дома которого могут мешать самолетам осуществлять безопасное приземление в аэропорту «Жуляны», поскольку было «установлено, что ГАСК и Киево-Свтошинськой РГА одному из застройщиков были предоставлены разрешительные документы на строительство 11 многоквартирных домов без согласования их расположения и высоты с администрацией аэропорта «Киев», ГП «Украэрорух» и Госавиаслужбой. Кроме того, в нарушение государственных строительных условий контролирующими органами совместно с застройщиком изменены градостроительные условия и неправомерно увеличена высота зданий с 10 до 11 этажей».
Официальный ответ на запрос нашему изданию в прокуратуре так и не дали, поэтому пока непонятно, почему претензии имеются к одному застройщику, если дома разных ЖК находятся на расстоянии 100 метров друг от друга, на одной улице в зоне приаэродромной территории аэропорта «Киев». Впрочем, несмотря на протест прокуратуры, строительство одиннадцатиэтажек с пестрым, режущим глаз желто-голубым окрасом от «Софиевской Слободки» на ул. Боголюбова остановлено не было, и даже пошло более усиленными темпами.
Контроль для безопасности маневрирования
В соответствии с действующим «Порядком согласования местоположения и высоты объектов на приаэродромной территории и объектов, деятельность которых может повлиять на безопасность полетов и работу радиотехнических приборов гражданской авиации» строительство на приаэродромной территории ограничивается, а высота объектов контролируется с учетом условий безопасности маневрирования, взлета и захода на посадку воздушных судов. На приаэродромной территории устанавливаются специальные требования к расположению объектов: для аэродромов классов А, Б, В, Г приаэродромной территории определяется кругом с радиусом 50 км от контрольной точки аэродрома (КТА); классов Д, Е и неклассифицированным - 25 км от КТА. Согласно п. 3 ст. 69 Воздушного кодекса Украины, условия застройки, по которым возможно строительство, согласовывается с эксплуатантом аэродрома и Госавиаслужбой.
В Госавиаслужбе корреспонденту «Вечерки» рассказали, что неоднократно обращались в Генеральную прокуратуру, прокуратуру Киевской области, Киево-Святошинский районный совет, Софиевско-Борщаговский сельский совет, Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля в. г. Киеве, Министерство регионального развития и даже в Службу безопасности Украины с требованием прекращения строительства в с. Софиевская Борщаговка, и при предоставлении разрешений на выполнение строительных работ на приаэродромной территории требовать у застройщика согласования с Госавиаслужбы Украины. Однако воз и ныне там.
Проектные переделки
Бывшее кукурузное поле между Вишневым и Окружной дорогой еще несколько лет назад не имело ни улиц, ни адресов, застройка пошла сплошным цунами в сторону аэропорта. Более того, в процессе переделки проектной документации объекты строительства свободно меняли номера, улицы и даже населенные пункты (так инвесторы вкладывали деньги в квартиры в городе Вишневое, а получали жилье в селе Софиевская Борщаговка). В связи с этим, в Госавиаслужбе предупреждают, что заказчик строительства мог согласовывать жилой массив, а при введении в эксплуатацию присвоить другой почтовый адрес. Официально же согласования Госавиаслужбы в 2014 году в с. Софиевская Борщаговка, по ул. Боголюбова предоставлялись по следующим номерам домов: 14, 16, 18, 20, 22, 27, 31, 35, 41, 47.
Кроме того, в Госавиаслужбе нам сообщили, что в настоящее время в соответствии со ст. 66 Воздушного кодекса Украины контроль за состоянием приаэродромной территории осуществляет эксплуатант аэродрома. Однако в пресс-службе аэропорта «Киев» нам ответили, что аэропорт не уполномочен заниматься проверками строек, и, если застройщик не подал документы на согласование, руководство аэропорта за ним гоняться не будет, поскольку занимается пассажирскими перевозками.
Также на запрос в Киево-Святошинскую РГА мы получили ответ о том, что администрация не уполномочена решать вопросы о законности строительства в районе, а в Киевском облсовете нам сообщили, что к ним «жалоб по поводу строительства на приаэродромной территории не поступало».
И вечный шум, покой нам и не сниться…
Предлагая потенциальным инвесторам квартиры в Софиевке, застройщики обещают «комфортное жилье вдали от городской суеты». Правда, при этом забывают добавить о том, что городская суета – ничто, в сравнении с круглосуточным авиационным шумом. Сегодня самолеты прилетают и взлетают из «Киева» каждые 15 минут, и жители Софиевки и Вишневого вынужденно находятся в зоне сильнейшего шумового загрязнения. Шум от боинга, который проходит на высоте 200-300 м непосредственно над домами, не глушат самые современные стеклопакеты, и многие люди, живущие здесь, жалуются на то, что просыпаются по ночам.
Впрочем, жалобы на шум от самолетов – это не каприз прихотливых жителей. Исследованиями влияния аэропортов на жизнь человека ученые стали проводить по всему миру в конце прошлого века, и пришли к однозначному выводу – аэродромный шум негативно влияет на здоровье и жизнь людей.
Так, ученые Департамента общественного здравоохранения и медицины Сиднейского университета доказали прямую связь между уровнем самолетного зашумления и количеством госпитализаций в психиатрические больницы, а также количеством случаев применения психотропных препаратов. Люди с предрасположенностью к психологическим или психическим реакциям могут быть более восприимчивы к воздействиям самолетного шума, который воздействует на центры сна головного мозга и приводит к бессоннице.
Ученые лондонского Университета королевы Марии проводили исследования результатов постоянного воздействия авиационных шумов на детей вокруг аэропорта Хитроу, и доказали, что длительное авиа-шумовое воздействие приводит к повышенному уровню беспокойства и заметным стрессовым состояниям, ухудшению навыков чтения и концентрации внимания и ухудшению слуха.
А американские ученые исследования проводили среди населения, проживавшего около аэропорта Лос-Анджелеса, вследствие чего установили: смертность у жителей приаэродромных территорий на 5% выше, чем у жителей тихих районов.
Сегодня многие жители новостроек в Софиевской Борщаговке глубоко разочарованы своим выбором, а самые слабонервные, пожив год в зоне шумового дискомфорта, уже продают свои квартиры. Впрочем, застройщиков это не пугает, и новый жилой массив продолжает расти – в этом году в трех километрах от «Киева» открывают новый детсад и школу. И кто знает, как скоро у этих детей повысится уровень беспокойства, нарушится слух и, возможно, даже проявятся нервные расстройства.