Сотни верующих идут от начала пути, но большинство присоединяется по ходу шествия и проходят свои крестные километры. 23 июля к Почаевской ветви крестного хода на один день присоединилась группа паломников из Винницы.
Вопреки нападкам, лжи и ненависти
– Это вы на крестный ход едете? Места в автобусе есть ещё?
– Слава Богу, что вы группу собираете! А то мы хотим участвовать, но своим ходом добираться сложно.
– Какие гадости по телевизору говорят – просто ужас! Надо ехать обязательно! Запишите нас, пожалуйста.
Десятки таких телефонных разговоров за несколько дней подготовки поездки создавали сплошной шквал радости и единения. А ведь сначала хотели собраться лишь несколько человек и один день пройти с крестным ходом, который от Почаева уже дошёл до Киевской области. Подробные карта и расписание маршрута в интернете есть, так что задача несложная. Но были опасения, что массированная истерия в СМИ, запугивание крестоходцев и обещания "патриотов" разных рангов принять "более жесткие меры" могли у многих православных поубавить желания стать участниками Всеукраинского крестного хода мира. Поэтому на большой коллектив не рассчитывали. А оказалось, чем громче надрываются во лжи и ненависти противники Украинской Православной Церкви, тем больше люди церковные понимают, что нужно, нужно каждому пройти хоть сколько-то километров вместе со своими единоверцами.
– Это их проблемы. Они так видят. Мы не можем их переубедить – можем только молиться, – говорили православные верующие и записывались в группу.
В итоге нас собралось 84 человека, и в ночь на 23 июля от храма святителя Луки Крымского на крестный ход из Почаевской лавры выехали "Неоплан" и два буса. За пару часов до этого "молодёжка" храма поездом отправилась в Яготин – догонять крестный ход из Святогорской лавры. Нашу группу возглавил настоятель храма святителя Луки Крымского протоиерей Владимир Тютенко:
– Мы присоединились к Всеукраинскому крестному ходу, потому что хотим участвовать в молитве, которую совершает наша Церковь, чтобы Бог даровал мир нашей стране. А видя сколько нападок есть на этот крестный ход – духовных и чисто человеческих – тем более хотелось разделить все его тяготы и поддержать крестоходцев и духовно, своими молитвами, и своим личным участием. И, конечно, мы пошли в этот крестный ход по послушанию: наше священноначалие, Синод нашей Церкви призвали всех верных принять в нём участие. Для тех, кто не может сам идти, есть молитвенное правило. Но в выходной день много людей нашего прихода откликнулись на возможность хоть один день, но все-таки пройти часть этого крестного пути.
И синее небо над головой
В село Ситняки, откуда 23 июля выходил Почаеский крестный ход, приехали в 6 утра. Ожидали увидеть тысячи людей, готовых отправиться в путь, а застали только что пробудившийся палаточный лагерь паломников у храма Рождества Богородицы – человек 200-300. Люди устали в многодневном пути – это было видно. Загоревшие лица осунулись, одежда и обувь приобрели заметный налёт долгого странствия. Но в дорогу крестоходцы собирались бодро и организованно – молились, завтракали, укладывались. К лагерю постоянно подходили и подъезжали те, кто ночевал в домах жителей села, и к восьми утра у храма собралось уже около двух тысяч человек. Тут же стали встречаться друзья, знакомые, коллеги. Первым оказался киевский фотограф Сергей Рыжков, которого теперь вполне можно назвать Сергием Вездесущим. Каждый день он показывает миру яркие, честные и пронзительно жизнеутверждающие фоторепортажи с обеих ветвей этого крестного хода, сопровождая их меткими комментариями. Обнялись, порадовались всему происходящему с нами, и тут же Сергей стал ловить новый кадр. Из храма вынесли чудотворную Почаевскую икону Божией Матери, и с молитвенными песнопениями крестный ход двинулся на выход из села.
На этот день был запланирован недолгий переход – всего 11 км до пгт. Макаров. И вряд ли он чем-то существенно отличался от других участков маршрута. Разве что погода была щадящая – тепло, солнечно, легкий ветерок, синее небо над головой, поля и перелески по обе стороны дороги. А ведь ветераны крестного хода уже прошли и жару, и проливные дожди, и бури. Только накануне дождь лил с утра до ночи.
И никаких провокаций 23 июля не было. Полиция, люди с автоматами – но их присутствие казалось почти уместным и символизировало обещанную властями "охрану общественного порядка". А ещё – люди в штатском, активно фотографировавшие с моста колонну крестоходцев, и беспилотник, время от времени, кружащий над молящимися.
Кажется, что можешь шагать бесконечно
Идти с молитвой в потоке единоверцев, когда впереди – Спас Нерукотворный на знамени и чудотворная Почаевская икона Божией Матери – это и есть торжество Православия. Радость в душе – как на Пасху. И все в колонне – свои: родные по духу и по-настоящему ближние. Молодые и пожилые, мужчины и женщины, дети всех возрастов – от младенцев в колясках до старающихся казаться взрослыми подростков. Колонна движется по дороге и внутри нее тоже все время происходит движение: одни обгоняют впереди идущих, другие – чуть мешкают. И хоть стараешься держаться своей группы, вокруг тебя все время разные люди.
Вроде бы и недолгий путь сегодня, а идти все равно непросто. Молодые сильные парни помогают людям постарше – берут на себя их поклажу. Но многие старики явно готовы дать фору молодым – шагают сосредоточенно и бодро, демонстрируя закаленность жизнью и привычку к трудностям.
Прошли часть маршрута, и батюшки окропляют нас святой водой, а женщины раздают питьевую воду в пол-литровых бутылках. Здесь к многолюдному шествию присоединилась довольно большая группа местных жителей. Ещё несколько километров и привал: вдоль обочины на десятки метров будто из сказки – скатерть-самобранка. Это верующие из Черновцов проехали ночью сотни километров, чтобы покормить тысячи крестоходцев домашней едой. Вроде бы и есть не хочется, да так вкусно, хорошо и душевно это всё, что и не замечаешь, как подкрепился весьма существенно.
И снова шагаем по дороге – солнце уже припекает, начинает чувствоваться усталость. И даже невозможно представить, как утомились телом крестоходцы, что уже больше двух недель идут из Почаевской и Святогорской лавр. Но читают молитвы священники, многими прекрасными голосами звучат "Богородица Дево, радуйся", "Царице моя Преблагая", и колонна выравнивается, набирает темп и ритм. Пою я плохо, поэтому рта почти не раскрываю, но всё во мне звучит молитвой – её мелодией, словом, смыслом. И куда-то на задний план уходит осознание, что ты идешь и идешь, перебираешь тяжелеющими ногами. А кажется, что можешь вот так шагать бесконечно, и есть явственное понимание, что, по крайней мере сейчас, ты действительно идешь за Христом.
Правда без кривого зеркала
Шли мы не по широкой автостраде, а по узкой проселочной дороге. Встречные автомобили останавливали, их водители и пассажиры ждали, пока мы освободим им проезд. Ох, каким неоднозначным было это ожидание. Да, кто-то выходил из своих авто и со светлыми взглядами крестился вместе с нами. Но большинство напряженно следило за колонной идущих – исподлобья, с угрюмыми настороженными лицами. Три-четыре километра в час – скорость небольшая, рассмотреть можно многое.
Что ожидали увидеть эти люди, насмотревшись лживых телесюжетов и начитавшись манипулятивных статей?! Идут такие же как они жители Украины, только молящиеся, уставшие и радостные, а их настойчиво убеждают, что крестный ход мира – это поход врагов на Киев. Хотелось думать, что картинка, выстроенная пропагандой СМИ в сознании масс и каждого отдельного человека, должна вот тут, сразу же распадаться на мелкие, искореженные неправдой осколки. Казалось, что эти люди, глядя на тех, кто идёт крестным ходом, могли бы здесь же и прозревать: вот она реальность, вот такая она правда без кривого зеркала "промывания мозгов".
Возможно, с кем-то это и произошло. Однако случалось и по-другому. К конечному пункту маршрута дня подошли неожиданно быстро. Но Макаров – посёлок городского типа, и по нему пришлось пройти еще километра три-четыре. И вроде бы и улочки тенистые, и дорога ровная, а идти становилось все тяжелее и тяжелее. Некоторые жители выходили из своих домов, стояли и смотрели: повторялась ситуация как на трассе – в большинстве своем, напряженное рассматривание шествия. Были и такие, кто выглядывал в щелку, приоткрывал калитку и сразу опасливо захлопывал. Но другие жители Макарова, если и не вливались в колонну, то все же шли рядом с ней по поселку.
– Я сначала не мог понять, почему так тяжело стало идти – думал, что это усталость накопилась, пока не увидел лица местных жителей, – рассказал позже Олег Пливак, участник крестного хода из Винницы. – Да, были те, кто крестился, улыбался, но многие смотрели, мягко говоря, недоверчиво.
У поселкового базара собралась уже толпа – стояли как-то выжидающе, будто должно в этом крестном ходу быть что-то такое, за что можно и ненавидеть, и презирать. А кроме утомленных переходом людей, икон, крестов, хоругвей и молитв – ничего обещанного телесюжетами. Ни георгиевских лент, ни крепких парней в камуфляже и экипировке не обнаружилось. А только звучало над стоящими и идущими: "Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором".
– Молилась и старалась не смотреть на тех, кто стоял вдоль улицы, но всё равно видела, что многие насмехались, – говорит Наталья Цетковская. – Тяжело это было, не хочется и вспоминать.
Кто-то из местных жителей даже возмущался, что крестный ход мешает им по улице пройти, и они вынуждены идти рядом с колонной. На что один из крестоходцев им так ласково заметил: "Вот и вы тоже прошли крестным ходом – во славу Божью".
Кофе – настоящий, вопросы – корявые
Макаров – родина святителя Дмитрия Ростовского. В центре поселка возвышается его памятник – прекрасной работы, достойный украсить и столицу. А крестноходцев принял храм пророка Илии – гостеприимно, щедро, заботливо. Даже удивительно, как такое огромное количество людей смогло уместиться на сравнительно небольшой храмовой территории. Задворки её сразу превратили в палаточный лагерь, и в каких-то полчаса он стал выглядеть так, будто люди живут здесь уже неделю. Кормили людей хоть и постно, но очень вкусно. А настоящий кофе, и "эспрессо", и "американо", в неограниченном количестве, да на тысячи людей, да со всякой сдобой, воспринимался как очередное маленькое, но очень приятное чудо этого крестного хода.
Не успели уставшие путники присесть отдохнуть в тени, как появились журналисты телеканала "1+1" – девушка в клетчатом платьице и парень с огромной камерой. Подходили к людям, задавали наводящие вопросы: "А вот вы ребенка с собой взяли, а он маленький, ему же тяжело, как вы к этому относитесь?" "А вы что можете сказать об этом крестном ходе, какие трудности?" и т.п. Вопросы все какие-то корявые, голос девушки звучит деревянно, интонации слегка надрывные, но имитирующие доброжелательность. Как журналист я понимала, что коллеги чувствуют себя явно "не в своей тарелке", а это для телевизионщиков – большая редкость. И было такое ощущение, что на участников крестного хода они смотрят как на диковинных зверей – непонятно, как себя с ними вести, "а вдруг укусят". Сравнение, возможно, и жесткое, но устойчивое и подтвержденное наблюдением за поведением этих журналистов
А православные откровенно пугались. Большинство отказывалось говорить, отворачивались, отнекивались. Но камера работала без остановки. И вот молодая пара с ребёнком ответила добродушно и просто – откуда, сколько дней идут, куда планируют дойти. Вот другая женщина что-то рассказала, а там еще одна.
Когда журналисты отошли, спутницы стали укорять этих женщин: "Зачем вы с ними разговаривали?! Они же всё по-своему перекрутят! Вы видели, что они у себя на канале про нас говорят?!".
– Как себя не поведи – всё равно будет плохо. Будешь говорить, что думаешь, а они вывернут, как им надо. А скажешь, что не хочешь говорить – расскажут, какие мы злобные. Вот и как тут поступать?!
С любовью, верой и надеждой
А день у Ильинского храма в пгт. Макаров катился своим чередом – удивительно светлый, ясный, "промытый, как стекло". Через усилитель звучал акафист иконе Почаевской Божией Матери, молитвенные песнопения и душеполезные чтения. Люди отдыхали и молились. Вот, кажется, спит человек, укрывшись от ветра и солнца, а потом – раз, смотришь, а он уже на коленях молится. А другой вроде только что молился под храмом, а уже несет какую-то тяжелую утварь – помогает хозяевам к ужину для крестоходцев подготовиться. И, конечно же, паломники разговаривали – каждый мог сказать другому что-то самое важное, что, впрочем, и без слов легко читалось в их лицах.
После вечерней, которую возглавил преосвященный Иларий, епископ Макаровский, наша группа оставила крестный ход и уехала из Макарова. Долгий-долгий день заканчивался тремя с половиной часами дороги домой. А на следующий день начался обмен впечатлениями. Прихожанка храма святителя Луки Крымского в Виннице Светлана Чёрная написала в Фейсбуке:
– Мы – не НКВдисты, мы – не ФСБ, мы – не сепаратисты и не службы ЦРУ. Мы – матери и жены, мы – папы и мужья, мы – братья и сестры, мы сыновья и дочери нашей единой и неразделимой Украины. Как радостно на душе! Сегодня очень значимый день для меня и для тех людей, с которыми я познакомилась в Крестном ходу. Сколько угроз и запугиваний, сколько комментариев и информации было сказано против Крестного хода. У нас нет оружия и ненависти, только иконы, молитва и любовь. А сколько любви!!!! Казалось, что любовь во всем: в тучках, которые собирались нас омыть дождем, в пении птиц, подпевающих "Господи помилуй", в солнышке, не сильно палящем, а в основном – в людях, вернее, в глазах тех людей, которые прошли двенадцать километров, до следующего привала. А сколько дней они проходили, сколько километров!!! В этих глазах можно было увидеть все: и смирение, и усталость, и радость, и любовь, но самое важное – это Вера. Вера и надежда! Мир и спокойствие! Вот что нужно нам всем. Винница, Хмельницкий, Тернополь, Шепетовка, Ковель, Рахов, Ладыжин, Луцк, Житомир, Бердичев. Это еще не все города, которые объединились сегодня, и идут из Почаевской Лавры навстречу Крестному ходу, вышедшему из Святогорской Лавры. Еще несколько дней пути и объединится Запад и Восток, Молитва и Любовь, Сердца и Души всех людей, молящихся о Мире, людей благословенных и одержимых одной целью, одними мыслями, одной молитвой: "Господи, помилуй нас грешных!" Я благодарна Богу, нашему настоятелю о. Владимиру, Мариночке, организовавшей эту поездку, всем прихожанам нашего храма и всем людям, с которыми я познакомилась и молилась в этом Крестном ходу, за милость и любовь, за слёзы радости и за Ангелов "поющих у меня в душе!" Верю, что Господь и Матерь Божия слышат нашу общую молитву, направленную на мир в Украине! Мира всем нам и радости в душе!