Штрафная корреспонденция
Новшество номер один от Верховной Рады – возврат автофиксации нарушений Правил дорожного движения.
Камеры, уже установленные на дорогах, будут автоматически фиксировать превышение скорости, проезд на красный свет, езду по тротуарам, по встречной полосе, нарушения на железнодорожных переездах.
Видео и фотоснимки нарушений система автоматически вышлет в центр обработки данных ГАИ. Затем фактический владелец авто получит квитанцию на штраф по почте. В течение 10 дней штраф нужно оплатить или оспорить в суде. Штрафы будут выписывать минимально возможные, а если штраф будет оплачен за пять дней, его размер сократится вдвое.
Если авто зарегистрировано не на частное лицо, а на организацию, она обязана за пять дней предоставить информацию о шофере. Далее схема будет аналогичной привлечению к ответственности частного лица.
Скорее всего, новшество вступит в силу в конце февраля: закон начнет действовать через месяц с момента опубликования в газете «Голос Украины», что ожидается сегодня или завтра.
Отметим, что минимальный штраф за нарушение скоростного режима и стоянку в неположенном месте составляет 255 грн. Минимальные санкции за проезд на красный свет, нарушение рядности и правил проезда перекрестков – 425 грн.
Система видеофиксации успешно работает во Франции, Германии, Великобритании, Италии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Норвегии, Швеции.
Больше пяти не собираться!
Усилили также ответственность за движение в автоколонне. Теперь водители, которые следуют друг за другом в цепочке, обязаны предупреждать о передвижении ГАИ. Колонной будет считаться группа, в которой движется более 5 машин.
Считается, что новшество ударит по Автомайдану – группе протестующих, которые предпочитают выражать недовольство, украсив свои авто европейской и украинской символикой, путешествуя по Киеву автоколонной. Однако в ГАИ убеждают, что необходимость ужесточить меры назрела давно.
«Водители должны создавать безопасные условия для передвижения по дорогам страны, чтобы не подвергать опасности других участников дорожного движения», – подчеркнул начотдела профилактической работы ГАИ Александр Зубенко.
Нарушителям грозит штраф от 680 до 850 грн либо лишение прав на 1-2 года.
Интересно, что в ПДД и до этих пор было четкое указание относительно автоколонн, которые следуют без сопровождения машинами ГАИ. Водители должны сами делиться на группы по 5 авто, чтобы их было проще обогнать попутному транспорту. Правда, раньше штрафов за нарушение этого правила не было – вероятнее всего, о нем попросту забыли.
Кстати, во многих штатах США обязательно нужно отмечать автоколонну спецзнаками. А в Польше расстояние между группами в колонне должно быть не менее 200 метров.
Бесправная езда
Депутаты решили ужесточить ответственность и за езду без прав. Имеется в виду ответственность водителя, у которого нет прав при себе либо нет в принципе, или передача управления машиной такому водителю владельцем авто.
Наказывать будут сурово: штраф потянет на 850-1700 грн. Раньше за такое нарушение был положен штраф в 510-595 грн. Более того, теперь у нарушителя могут изъять автомобиль – на платной основе. Это значит, что машину реквизирует государство и продает с аукциона, а вырученные средства возвращает фактическому владельцу машины.
Неприятности ждут и шоферов, лишенных водительских прав, но тем не менее рискнувших сесть за руль. Им также придется расстаться с собственными автомобилями, а вдобавок еще и уплотить штраф (850-2550 грн). Раньше таковых штрафовали на сумму от 510 до 850 грн.
Отметим, что наказание за серьезное правонарушение в нашей стране остается мягким. В Германии положено наказание в виде года тюрьмы и штафа до 1000 евро. Передал свое авто «покататься» знакомому, у которого права изъяли (либо их вовсе не было), – получи запрет водить это самое авто на целый год. Ситуация повторилась – права забирают пожизненно.
Вадим Колесниченко, нардеп:
«Удостоверение мажора» теперь недействительно
Я – водитель с тридцатилетним стажем. За границей часто бываю, стараюсь правила не нарушать. Научил меня этому случай: в девяностые годы приехал к знакомому в Германию. Попросил у него «БМВ» погонять по хорошим местным дорогам. Никто меня не останавливал, штрафов не выписывал. Но когда я уехал, знакомому пришлось заплатить за меня несколько штрафов.
Теперь я считаю, что подобная борьба с лихачеством на дорогах наиболее эффективна. Ты несешь ответственность за того, кому доверил свой автомобиль, и сам за себя. Видеокамере не предъявишь «удостоверение мажора», корочку министра или депутата. Этот закон позволит победить коррупцию на дорогах. Он абсолютно соответствует европейской практике, так же, как наказание за вождение без прав. А вождение в колонне – вообще особый случай. Я сам занимаюсь организацией автопробегов и знаю, что колонна сможет мешать другим водителям. Обгон – это маневр, связанный с риском, а чем больше машин в колонне, тем сложнее и опаснее ее обогнать. Поэтому ГАИ всегда тщательно прорабатывает безопасный маршрут движения.