Институт религиозной свободы представил ряд замечаний к законопроекту № 4128 об изменении подчинения религиозных общин.
Экспертный комментарий ИРС по этому поводу был направлен Председателю Верховной Рады Украины, руководству профильного комитета и парламентских фракций накануне голосования за проект № 4128, который планируется к рассмотрению уже в четверг, 17 января, сообщает ИРС.
Правозащитники отметили, что предлагаемые изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»:
– не учитывают специфику религиозных общин с фиксированным членством или четкими требованиями к членству в собственных уставах (таких как крещение, конфирмация, катехизация, обрезание, принадлежность к мужскому полу и т.д.);
– содержат несогласованную терминологию, которая на практике не упростит процесс изменения религиозными общинами подчиненности, а наоборот – может ещё более его осложнить и запутать;
– приведут к несогласованности процедуры регистрации уставов религиозных организаций областными государственными администрациями, с одной стороны, и государственными регистраторами, с другой;
– создадут противоречия между действующими уставами религиозных общин и новыми положениями Закона.
Более того, по мнению ИРС, в целом предложенный законопроектом № 4128 подход содержит признаки неоправданного вмешательства государства во внутренние дела религиозных общин и может привести к нарушениям международных обязательств Украины в сфере обеспечения свободы совести и религии. В частности, беспокойство правозащитников вызывает сама идея навязывания со стороны государства через закон унифицированных критериев определения членства во всех религиозных общинах всех конфессий, порядка принятия решений общим собранием всех религиозных общин и их оформления, что относится к сфере внутренней самоорганизации и автономии религиозных общин.
Эти замечания к украинской власти ранее уже высказывались Европейским Судом по правам человека в решении 2007 года по делу «Свято-Михайловская парафия против Украины» (Заявление № 77703/01).
«Суд напоминает, что религиозные объединения вправе определять по своему усмотрению порядок, согласно которому они будут принимать новых и исключать существующих членов. Внутренняя структура религиозной организации и нормы, регулирующие членство в ней, должны рассматриваться как способ, которым такие организации выражают их взгляды и придерживаются своих религиозных традиций. Суд указывает, что право на свободу вероисповедания исключает любые полномочия государства оценивать легитимность способа выражения религиозных взглядов», – подчеркивается в п. 150 решения по делу, которое Украина проиграла в Европейском Суде.