Четверо граждан России, которые были высланы из Нидерландов в апреле, пытались взломать серверы Организации по запрещению химического оружия и похитить документы следствия по делу о крушении малайзийского самолета на Донбассе, утверждают в голландском министерстве обороны. Ведомство опубликовало фотографии, которые, по его данным, подтверждают шпионскую деятельность россиян и их связь с военной разведкой РФ. Власти Нидерландов назвали Алексея Моренца и Евгения Серебрякова киберспециалистами, а Алексея Минина и Олега Сотникова – людьми, отвечавшими за их сопровождение и разведподдержку.
Россияне прилетели из Москвы в Амстердам 10 апреля 2018 года. Нидерландские власти утверждают, что в аэропорту их встречал представитель российского посольства. У всех прибывших были дипломатические паспорта.
В Нидерландах россияне арендовали автомобиль Citroen. Договор аренды подписал один из подозреваемых в попытке кибератаки – Алексей Минин.
11 апреля россияне находились недалеко от штаб-квартиры ОЗХО в Гааге. Во время задержания в камере Минина были обнаружены фотографии здания ОЗХО и окрестностей, как отмечает нидерландская сторона.
13 апреля россияне на своем арендованном Citroen припарковались недалеко от штаб-квартиры ОЗХО. Там правоохранители их и задержали. В машине россиян было найдено необходимое для кибератаки оборудование, в том числе антенна, которую прикрыли курткой, компьютер, батарея.
Россияне возили с собой мусор из отеля, чтобы выбросить его в другом месте. Голландские власти считают, что так ведут себя разведчики.
Нидерландские власти показали квитанцию об оплате такси в Москве по маршруту Несвижский переулок (на этом переулке находятся здания ГРУ) – аэропорт Шереметьево. Квитанция была выписана 10 апреля на имя Алексея Моренца.
Нидерландские правоохранители проанализировали информацию с ноутбука Серебрякова. Им удалось выяснить, что компьютер подключался к сети в России, Швейцарии, Малайзии и Нидерландах. По мнению нидерландских правоохранителей, в Малайзии россияне планировали похитить документы, касающиеся расследования авиакатастрофы рейса MH17 на Донбассе, а в Швейцарии – атаковать офис Международного олимпийского комитета.