Вместе со своими 25-летней дочерью Марианной и маленькой внучкой Даниэлой женщина живет в Бердянске. Говорит, что город знает лучше местных: за неполных три года переселенческой жизни семья поменяла 16 (!) съемных квартир. И конца мытарствам не видно — предстоит новый переезд.
— Во всех уголках города жили. Ищем экономвариант, ездим по всему Бердянску. То грибок, черные стены, невозможно дышать плесенью; то по стенам течет вода; то старая канализация все время прорывает, льется через верх, невозможно жить и хозяева не ремонтируют. А то и люди просто не держат слово и меняют договор, начинают выселять, говорят, будем делать ремонт, отпускной сезон настал. Только немного отдышемся от переезда — опять пакуем сумки. Бесконечно устали. И вот опять чемоданное настроение, не знаем куда на этот раз приедется податься — делится жизненными перипетиями Людмила.
Добавляет, что годы идут, а проблемы остаются прежними. Например, предвзятое отношение к пересленцам. Сталкиваться с ним приходится до сих пор. Причем, оно не в сердцах или характере, а в умах сограждан.
— Созваниваемся по объявлению о сдаче жилья, спрашивают: вы откуда? Говорим, что из Донецкой области, сразу же отказывают. При личной встречи — все наоборот. Когда нас видят, что мы приличные люди, с маленьким ребенком, тогда нормально. А вот во время переговоров бывает и сразу отказ – из-за нашей прописки. «Откуда? Из Макеевки? Нет, все, до свидания!». Избегаем говорить, что пересленцы. Говорим, давайте встретимся, познакомимся, посмотрите на нас, — рассказывает пересленка.
Людмила — педагог с 29-летним стажем работы. Работала учителем в младшей школе. Сейчас на пенсии по выслуге лет. Государство оценило труд женщины в 1300 гривен в месяц. Как на них прожить, да еще арендовать жилье?, спрашивает переселенка. Даже если к пенсии прибавить переселенческие — все равно это крохи. Дочь получает и того меньше. В такой ситуации каждый переезд, каждый негативный или недоброжелательный комментарий в разговоре с согражданами больно ранит.
— Вот мы разместили в сети объявление: ищем квартиру, срочно нужно выезжать, хозяева неожиданно поставили перед фактом, нарушив договоренность. Под постом-объявлением сразу появились неприятные комментарии, типа «Едьте вон из Бердянска, тут своих хватает!». Есть и по-доброму настроенные люди, поддерживают. Отвечают на агрессию: не выливайте на переселенцев желчь, им и так трудно. Потом в переписке оказывается, что агрессивно настроенный комментатор — только вернулся из службы в зоне АТО. Человека можно понять, он напрямую втянут в ооруженный конфликт, вовлечен в эту сложившуюся вражду. Люди призывают его успокоиться, говорят, что если ты там был, нужно тем более понимать людей. Это все очень сложно… И морально, и особенно с жильем — вздыхает Людмила.
Малышке Даниэле два года семь месяцев. Девочка родилась как раз в начале вооруженного столкновения на востоке страны. Марианна училась в Бердянске, и когда родилась внучка, Людмила приехала, чтобы помогать дочери. Тогда бомбили Макеевку и женщина в полной мере испытала, что такое прятаться по подвалам от обстрелов.
Мы верим, что у этой семьи все получится и удача, наконец, улыбнется замечательным женщинам, которые не сдаются и постоянно ищут в новой реальности собственное место под солнцем. Марианна найдет работу, Даниэлу оформят в детский сад, а Людмила будет заниматься с внучкой и, возможно, даже найдет работу по специальности — опытные педагоги всегда нужны.
В настоящее же время семья передает благодарность всем, чье неравнодушие и щедрость помогли нам собрать посылку. Особенно, говорят переселенцы, спасибо за продукты. Маленькая Даниэла очень обрадовалась печенью, к тому же мама, разобрав посылку приготовила ей не менее любимую гречневую кашу.
Если вы хотите еще поддержать семью переселенцев из Макеевки, будем рады передать им все, что посчитаете нужным пожертвовать. Ваши небезразличие и широта души сделают этих людей счастливее и помогут им пережить трудные времена.