Об этом пишет издание «Капитал».
Всю прошлую неделю курс российского рубля обновлял исторические минимумы на фоне обвала цен на нефть Brent с $70 до $60 за баррель с начала месяца. Но на этой неделе, несмотря на прекращение спада цен на нефть, рубль продолжил ставить антирекорды. В понедельник на торгах Московской биржи доллар в ходе торгов превысил отметку 63,4 USD / RUB. Банк России попытался погасить начинающуюся валютную панику: днем с помощью валютных интервенций, а ночью — резким поднятием ключевой ставки с 10,5 % до 17 %. Но рубль продолжил обесцениваться, и во вторник в ходе торгов его курс достигал 80,1 USD / RUB. К закрытию торгов курс рубля немного откатился — до 72,50 USD / RUB, что, впрочем, все равно на 12 руб. выше уровня предыдущего закрытия. Вчера на момент сдачи номера в печать доллар стоил 64,90 USD / RUB, подорожав на 32 % с начала месяца.
Для украинцев обвал рубля сперва стал поводом для злорадства. Но в действительности он чреват болезненными последствиями и для украинской экономики, все еще имеющей близкие связи с Россией. Ожидания этих последствий уже успели отразиться на курсе гривны.
Прямая зависимость
Несмотря на то, что в последний год российский рынок стал менее доступен для украинского экспорта, отечественная экономика все еще сильно зависит от поставок в РФ. По данным Госстата, в январе-октябре Украина продала в Россию товаров на $ 8,8 млрд, или 19 % всего товарного экспорта.
Между тем сохранение цен на нефть на нынешнем уровне и девальвация рубля грозят потащить за собой вниз всю российскую экономику. В понедельник центробанк РФ озвучил стрессовый (а фактически, уже реализовавшийся) сценарий для российской экономики на 2015 г. По его прогнозам, реальный ВВП России сократится на 4,5‑4,8 %, если среднегодовая цена на нефть будет оставаться на текущем уровне в $ 60 за баррель. «Это снизит заинтересованность России в торговле с Украиной», — полагает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
Кроме того, доллар подорожал относительно рубля с начала года на 98 %, то есть больше, чем доллар относительно гривни. Это означает, что усилятся позиции российских экспортеров на рынках, куда также поставляется украинская продукция, отмечает эксперт. Это касается прежде всего экспортеров зерна, продукции металлургии и химпрома.
Также существует опасность, что теперь, когда Россия заинтересована в любых поступлениях валюты в страну, Москва может особенно настойчиво требовать от Украины предоплаты за газ. Напомним, в июне «Газпром» прекратил поставки газа в Украину. Но согласно брюссельским соглашениям, НАК «Нафтогаз України» 4 ноября перечислил «Газпрому» первый транш в $ 1,45 млрд в счет оплаты долга за газ, что открыло возможность до конца текущего года закупать российский газ на условиях предоплаты. В рамках этих договоренностей «Нафтогаз» 5 декабря перечислил «Газпрому» авансовый платеж в размере $ 378 млн за поставки 1 млрд куб. м газа в декабре 2014 г.
Валютная лихорадка
Обвал рубля уже отразился на курсе гривни. За те же два дня, за которые резко девальвировал рубль, гривня дважды обновляла «дно». В понедельник курс украинской нацвалюты упал до 17,6 USD / UAH к закрытию межбанковского рынка, а во вторник — до 19,6 USD / UAH. А на наличном рынке курс на покупку валюты вышел к уровню 20‑22 USD / UAH. При этом девальвация рубля почти полностью компенсировала обесценивание гривни в паре гривня-рубль с начала года. Официальный курс гривни к рублю вчера вернулся на мартовский уровень — 2,58 UAH / RUB.
Сыграл роль и психологический фактор. Обвал рубля снова напомнил о существующих фундаментальных причинах слабости гривни, чем нарушил хрупкую стабильность курса украинской валюты на уровне 16 USD / UAH, считает начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке ИК Concorde Capital Юрий Товстенко. Речь идет, в частности, об эмиссии гривни в размере около 149,3 млрд грн, если исходить из прироста ОВГЗ в портфеле Нацбанка с начала года. Также — об отсутствии притока валютных поступлений в страну, в особенности от экспортеров. Наконец, о спросе на валюту из‑за необходимости погашать долги за рубежом, в том числе долги «Нафтогазу» за газ, и удовлетворять валютные аппетиты населения.