Однако, как пишет издание «Капитал», сроки слишком коротки, а откуда возьмутся деньги на эти проекты — пока не понятно.
Стройка века
Украина завершит в 2020 году постройку блоков № 3 и 4 Хмельницкой АЭС (ХАЭС). Эта норма содержится в программе деятельности Кабмина, утвержденной вчера. Представляя программу, Яценюк назвал даже более сжатые сроки — 2018 г.
Однако директор по вопросам информации и связям с общественностью ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная считает, что достроить два блока на ХАЭС к указанному сроку нереально. «Для этого нужно начинать их строить уже в 2015 г., но еще нет ни контракта, ни проекта, ни экспертиз. И даже еще неизвестно, с кем мы будем достраивать эти блоки», — сказала она.
С ней согласен и ведущий научный сотрудник отдела оптимизации топливно-энергетического комплекса Института общей энергетики НАН Украины Борис Костюковский. «Только на получение всех необходимых технических разрешений, согласование с Верховной Радой и местными властями, общественностью нужно будет потратить примерно два года», — утверждает он. Эксперт также отметил, что прежде чем говорить о сроках достройки блоков, нужно определиться, по каким технологиям Украина будет их достраивать.
Сейчас «Энергоатом» рассматривает возможность достройки блоков Хмельницкой АЭС совместно с американской Westinghouse и чешской Skoda JS a. s. Однако сегодня окончательного решения о выборе технологии, которое будет оформлено в виде соответствующего нормативного акта, еще нет, а на это тоже нужно время.
Участие Skoda в проекте предполагает, что для достройки блоков может быть использована российская модель реактора и существующие строительные конструкции, которые сооружались как раз для российской модели энергоблока. Впрочем, Костюковский сомневается, что этот вариант осуществим. «У чехов есть определенные возможности это сделать. Но есть там финансовый интерес России. Часть денег, затраченных на строительство блока российской модели, может попасть россиянам в качестве роялти. Но тогда появятся обвинения, что мы финансируем Россию!» — подчеркнул он.
Зачем нам столько?
Кабмин зафиксировал конкретные сроки достройки блоков, хотя нынешняя ситуация в энергетике не столь однозначна. Костюковский отметил, что с учетом нынешнего объема потребления электроэнергии и прогноза потребления на ближайшие годы вообще возникает вопрос в целесообразности возведения новых генерирующих мощностей. «Думаю, что до 2025‑2030 гг. с учетом нынешнего падения промышленного производства и снижения потребления электроэнергии новые базовые мощности в энергетике точно не понадобятся. А если из потребления выпадет Донбасс, где большое количество предприятий потребляют как раз базовую нагрузку, производимую АЭС, профицит мощностей будет еще больше», — подтвердил эксперт.
При этом Костюковский указал также и на режимный аспект появления новых мощностей АЭС: станции работают в базовом режиме, т. е. вырабатывают один и тот же уровень мощности в течение суток. Поэтому с появлением новых реакторов регулировать график нагрузки в энергосистеме на протяжении суток с ее утренними и вечерними пиками и ночным провалом потребления станет еще сложнее.
Важен и финансовый аспект. Строительство новых блоков наверняка будет финансироваться за счет кредитов, тогда как возвращать их при недостаточном спросе на электроэнергию будет проблематично.
Откуда деньги?
Кроме возведения новых блоков, Кабмин также планирует увеличить поставки электроэнергии с действующих на 3,3 ГВт в 2016 г. Яценюк надеется реализовать и этот проект в более сжатые сроки — до 2015 г.
Однако это тоже вызывает вопросы у экспертов. 1 ГВт можно дополнительно поставить за счет достройки ЛЭП, которая свяжет Ровенскую и Хмельницкую АЭС с подстанцией «Киевская». Еще 0,7 ГВт — за счет постройки ЛЭП межу Запорожской АЭС и подстанцией «Каховская». Увеличения мощности на оставшиеся гигаватты можно добиться путем модернизации электротехнической части АЭС. «На 40 МВт можно повысить мощность блока ВВЭР-440 и на 80 МВт — блока ВВЭР-1000. Так сделали Финляндия и США, которые за счет этого получили 21 ГВт дополнительной мощности после модернизации своих блоков, которых насчитывается около сотни», — заверила Кошарная. Она добавила, что у «Энергоатома» есть программа повышения мощности действующих блоков, но на ее выполнение нужны средства, в то время как сейчас компания не получает в полном объеме даже причитающиеся ей деньги за отпущенную в энергорынок электроэнергию. «Долг энергорынка «Энергоатому» уже составил 3 млрд грн только за этот год. Поэтому при существующей низкой дисциплине расчетов профинансировать эту программу и увеличить мощность действующих блоков в 2015 г. вряд ли возможно», — считает эксперт.
По мнению Костюковского, если будет реализован проект строительства ЛЭП, которые позволят увеличить выдачу электроэнергии с Запорожской и Ровенской АЭС, то целесообразность возведения новых блоков еще больше снижается.