Как пишет издание «Капитал», объем капитальных инвестиций, профинансированных как из внутренних, так и из внешних источников, сократился на 26 % за январь-июль, до 86,9 млрд грн, по сравнению с теми же месяцами прошлого года. И хотя данных за третий квартал еще нет, уже сейчас можно говорить об ухудшении обеих тенденций.
Желание вкладывать капитал в украинские активы у бизнеса отбивает ухудшение инвестиционного климата. И если в первой половине года негативные оценки инвесторов сдерживались оптимистичными ожиданиями относительно реформ новой власти, то за последние три месяца эти «розовые очки» исчезли.
В последнем квартале прошлого года, после того как правительство Николая Азарова отказалось от подписания Соглашения об ассоциации (СА) с Евросоюзом, индекс инвестклимата, который подсчитывает Европейская бизнес ассоциация (ЕБА), обвалился до 1,81 балла по 5‑балльной шкале — минимума за все время составления индекса с 2008 г. Но революция, смена власти, возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом, обещания экономических реформ и подписание СА с ЕС вдохнули в инвесторов оптимизм.
В течение первого полугодия индекс рос, достигнув в июне 2,74 балла. Однако в третьем квартале позитивные ожидания перестали подпитывать настроения инвесторов, и оценка инвестклимата поползла снова вниз, достигнув 2,65 балла на конец октября. «Такое падение обусловлено тем, что оптимистические прогнозы пока не сбылись, а ситуация в стране усугубилась», — объяснила исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко вчера в ходе презентации.
Несбывшиеся мечты
Три четверти руководителей крупнейших компаний, работающих в Украине, оценили инвестклимат в стране как «неблагоприятный для инвестирования». Столько же считают, что улучшений инвестклимата за последние три месяца не произошло, причем 39 % опрошенных и вовсе полагают, что он только ухудшился. Закономерно, что почти треть компаний жалуется на войну на востоке страны, мнимое перемирие в которой не позволяет возобновить работу бизнеса. По оценкам президента ЕБА Томаша Фиалы, территории, ныне не контролируемые Киевом, генерировали около 8 % ВВП, и на них приходилось около 15 % промпроизводства. «Если взять всю Донецкую и Луганскую области полностью, то там падение ВВП в этом году будет на уровне 25 %», — ожидает он.
Причиной остальных жалоб бизнеса стали органы власти. Так, 27 % опрошенных заявили, что им мешает отсутствие реальных реформ и реорганизация работы определенных госструктур. «Нам казалось, что к власти пришла «команда нашей мечты». Никто не мог представить, что после ошибок 2005 г. можно наступить на те же грабли, но у нынешней власти это получается», — отмечает Фиала. Кроме того, бизнес болезненно воспринял нововведения Национального банка в сфере валютного регулирования. В частности, запрет на расчеты по импортным операциям без ввоза товара на территорию, который просуществовал с 23 сентября по 3 ноября. Негативным фактором его назвали 28 % опрошенных.
Госкреатив
Инвесторов очень волнует отсутствие улучшений во взаимоотношениях с властью. Лишь 13 % топ-менеджеров в качестве позитива отмечают дерегуляционные процессы и уменьшение фискального давления, а налаживание диалога между бизнесом и властью заметили только 8 % компаний. «Бизнес констатирует административное давление, в некоторых случаях оно усиливается. На встречах с иностранными предпринимателями, инвесторами, послами все чаще звучат замечания о давлении на украинский и международный бизнес», — рассказал заместитель главы администрации президента Украины Дмитрий Шимкив журналистам во вторник.
Среди рычагов давления бизнес называет проверки. «На некоторых предприятиях количество проверок полностью совпадает с количеством проверок за прошлый год, — отметил Шимкив. — Наши проверяющие органы являются креативными: они находят модели, как заходить на предприятия и оказывать на них давление». Между тем председатель Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус продолжает уверять, что давить на бизнес на намерен. По данным ГФС, в первом полугодии 2014 г. было проведено 2,8 тыс. плановых проверок, что соответствует прошлогоднему показателю. А в план-график документальных проверок бизнеса в июле-сентябре ведомство включило 1,2 тыс. субъектов хозяйствования, что на 14 % меньше, чем в том же периоде 2013 г.
Эффект разочарования
Одной из немногих позитивных новостей для бизнеса осенью стало то, что спад экономики по итогам текущего года может оказаться не таким значительным, как прогнозировалось до сих пор. Если ранее в ЕБА прогнозировали реальное падение ВВП на 8 % в 2014 г., то теперь, когда отдельные заводы в Донбассе возобновляют производство, ожидается сокращение на 6,5‑7 %, отмечает Фиала. Но это не компенсирует разочарования инвесторов в отсутствии реформ. Из-за неоправдавшихся ожиданий они скептично смотрят на свои перспективы вложения капитала в украинские активы.
Если в первом квартале 57 % участников опроса считали, что инвестклимат улучшится в последующие три месяца, а во втором квартале оптимистов было уже 38 %, то сегодня их доля сократилась до 31 %. При этом с начала года доля тех, кто не верит ни в какие изменения, увеличилась с 30 % до 48 %. В опросе предприятий, который провел по итогам третьего квартала Нацбанк, часть предприятий, готовых увеличить капиталовложения в строительные работы в течение следующих трех месяцев, составила всего 9,4 %, в приобретение оборудования — 13,1 %, в расширение персонала — 5,2 %.