Об этом в оптовой компании «Оилагро» сообщили изданию «Вести». Например, стоимость литровой бутылки нерафинированного масла ТМ «Королевский смак» начинается в киевских магазинах с 16,4 грн. а ТМ КАМА «Олейна» — с 20 грн.
Эксперты отмечают, что это не первое, а уже второе подорожание в этом году. Впервые ценники пересматривались весной — после девальвации гривни. «Происходят постоянные колебания — плюс-минус 2-3 гривны на литре. Причем, разные производители меняют цены в разное время», — рассказал частный предприниматель Владимир Зенченко, который занимается мелкооптовыми продажами продукта.
Такое непостоянство объясняется лишь курсовыми колебаниями. «Стоимость сырья привязана к доллару — цены на внутреннем рынке привязаны к внешним. Сейчас тонна подсолнечного масла стоит на мировом рынке $750-760, и как только повышается курс доллара, то происходит автоматическое подорожание на тонне в 750 грн. Этот рынок очень чувствителен к валютным изменениям», — прокомментировал ситуацию начальник отдела АПК ГП «Госвнешинформ» Александр Одосий. При этом нас заверили, что нехватки масла в Украине не наблюдается. «Дефицита подсолнечного масла нет. Запасов раза в три больше, чем мы потребляем обычно», — подчеркнул директор консалтингового агентства «ААА» Сергей Наливка.
Большую разницу в стоимости масла от разных производителей эксперты объясняют не столько политикой заводов, сколько повадками компаний-поставщиков. «Одна компания не идет на сильное повышение цен для магазинов — сократила свой «навар» с 30% до 15%, и рассчитывает больше заработать на увеличении поставок. А другая оставляет свою наценку на максимуме», — рассказали в оптовой компании «Оилагро».
Эксперты пока отказываются от официальных комментариев по дальнейшему изменению цен на масло. Лишь в личных беседах, ссылаясь на рост транспортных расходов, допускают еще одну волну подорожания — но не более, чем на 10%. До 17-25 грн на литре масла.
Производители подсели на пальмовое
По словам продавцов, украинцы по-прежнему предпочитают подсолнечное масло оливковому. По подсчетам аналитиков, 90% от общего объема приобретаемого населением растительного масла составляет именно подсолнечное. Его используют как для приготовления пищи, так и при домашней консервации. Не в последнюю очередь — из-за цены: литр подсолнечного масла стоит в среднем на 10-15% меньше кукурузного и в 7-10 раз — оливкового.
Если говорить о вкусах, то городские жители в нашей стране больше любят рафинированное масло: согласно исследованию брендингового агентства Коrolo, около 60% населения нравится продукт без ярко-выраженного цвета и запаха. А жители сел и небольших городов чаще покупают нерафинированное — с ярким запахом и вкусовыми оттенками. Как правило, его приобретают на рынках на разлив.
Промышленные же предприятия по производству хлебобулочных, кондитерских изделий и молочной продукции все чаще используют в рецептуре экзотические масла из-за того, что они дешевле отечественных растительных масел и животных жиров.
«Тропические масла (пальмовое, кокосовое) — занимают примерно 30% отечественного рынка. Украина, кстати, является одним из крупнейших импортеров пальмового масла в мире. Еще около 60% — подсолнечное», — подсчитали Korolo.
Совокупная доля оливкового, соевого, льняного и прочих масел в Украине не превышает 10%.