Общественный совет при Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания инициирует проверку общенациональных телеканалов. Их должны проверить на законность размещения рекламы алкогольных напитков.
Согласно законодательству, с 6:00 до 23:00 реклама торговых марок алкогольных напитков с изображением бутылки и надписью «спонсор показа» запрещена, однако каналы нашли способ, как успешно обойти законодательный запрет. Юристы телеканалов используют дыру в законе, где разрешается спонсирование теле- и радиопередач с использованием товарных знаков — под которыми и выпускаются алкогольные напитки.
Нарушители
Глава Общественного совета Павел Моисеев подчеркнул, что подобная юридическая неточность в законе содействует массовому нарушению действующего законодательства, поэтому большая часть украинских телеканалов допускает в свой эфир рекламу алкоголя. При этом в нарушителях замечены самые популярные каналы: Интер, СТБ, 1+1, Украина, ICTV, Новый канал, НТН, 2+2, K1. Не грешат рекламой спиртного меньшинство телевизионщиков. В частности, на общественном совете похвалили за соблюдение закона телеканал «Тонис».
«У нас разрешено спонсорство в виде статичного логотипа компании в начале и конце телепередачи, а на самом деле на большей части общенациональных телеканалов транслируется полноценная реклама алкоголя с анимацией и звуком», — отметил Павел Моисеев.
16,7 процента зрителей из всех, кто видит рекламу алкоголя по телевизору, видели ее на телеканале "Интер"
Нацсовет с критикой вроде бы согласен и даже собирается с такой рекламой бороться.
«Данная проблема волнует общество. Все понимают, что закон „О телевидении и радиовещании“ устарел. Мы надеемся, что в новой редакции закона будут прописаны более жесткие требования к нашим лицензиатам, а также будут внесены изменения в закон „О рекламе“», — подчеркнул глава Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Владимир Манжосов.
Он пообещал создать рабочую группу по внесению изменений в действующее законодательство о рекламе. Впрочем, когда именно новый закон может попасть в Раду, чиновник не уточнил.
Охват ТВ-аудитории рекламой алкоголя в 2012 году
"Интер" - 16,71%
"1+1" - 11,15%
"Украина" - 11,04%
"ICTV" - 8,9%
"СТБ" - 8,89%
НТН - 4,16%
"Новый канал" - 4,01%
Национальная проблема
Каждый год в Украине от алкоголя умирает около сорока тысяч человек. Около 25 % случаев — это летальные алкогольные отравления, связанные с употреблением спиртных напитков подпольного изготовления плохого качества.
Еще 25 % — сердечные приступы, причиной которых стало чрезмерное распитие алкоголя. А 50% приходится на другие заболевания и несчастные случаи, произошедшие из-за хронического употребления алкоголя.
Чаще всего впервые молодые люди пробуют алкоголь в 15 лет, однако 20% украинцев признаются социологам, что употребляли алкоголь до 13 лет.