Ежедневно в Киеве воруют две–три машины, часто безвозвратно. Столичные оперативники говорят, что это еще «цветочки». Вот в 1990-е каждый день в Киеве было по 10–15 заявлений о кражах автомобилей. Бывало, за одной и той же машиной следили сразу две банды угонщиков. Сейчас же воруют меньше, но более изощренно: автоворы стали подкованными технически. Из старого мобильника они могут изготовить устройство, способное записать, словно диктофон, радиосигнал любой охранной системы, а потом в точности воспроизвести его. Такие «убийцы» сигнализаций называются код-грабберами.
15 минут на угон
— Вот вам простейшая схема угона. Хозяин приехал в супермаркет или домой, поставил машину на сигнализацию, — рассказывает начальник столичного отдела Уголовного розыска по противодействию угонам автотранспорта Владимир Медведев. — Злоумышленнику достаточно находиться на расстоянии 70 м от автомобиля или автовладельца с брелоком, чтобы «поймать» частоту автосигнализации и записать сигнал. Повторным нажатием кнопки на сканере, так называемом код-граббере, он легко открывает машину.
Дальше начинается сам процесс угона. Ищут разъем для подключения к автомобильному компьютеру. Он чаще всего под рулем или в нижней части приборной панели. Туда подключают специальный блок, который полностью стирает установочные данные автокомпьютера и закачивает туда свои настройки. Затем в замок зажигания вставляют заготовку, похожую на родной ключ, и перепрограммируют компьютер автомобиля таким образом, чтобы он воспринимал воровскую болванку как свой ключ зажигания. Теперь даже если хозяин вернется и попытается завести автомобиль родным ключом, у него ничего не получится: система распознает только заготовку угонщика.
Вся процедура перепрошивки автокомпьютера занимает 10–15 минут.
Дорогие на заказ, дешевые на запчасти
В столичном угрозыске рассказывают, что 80% всех угонов совершаются с 10 вечера до 7 утра. Как правило, в центральных районах — в Печерском и в Шевченковском — воруют престижные иномарки: «лексусы», «тойоты», «мерседесы». В других районах берут марки попроще. Угонщики также делятся на профи и любителей. Профессионалы специализируются на дорогих заказных машинах. Дилетанты гребут все подряд: и «жигули», и «ланосы», причем аккуратностью не отличаются. Могут просто выбить стекло и сорвать приборную панель, чтобы замкнуть провода зажигания. Недавно такого «автомедвежатника» задержали в Днепровском районе Киева. Внимание гаишников на Радужной улице привлек мужчина, толкавший «ВАЗ» с выбитым боковым стеклом. Сначала молодчик пытался доказать, что это хозяин попросил его перегнать сломавшуюся машину. Но позже выяснилось, что автомобиль был угнан, а толкал его угонщик, потому что у него банально закончился бензин.
В 1990-е в Киеве каждый день было по 10–15 заявлений о кражах автомобилей: бывало даже, что за одной и той же машиной следили сразу две банды угонщиков
Большинство профессиональных угонщиков — это приезжие из других регионов: Львова, Сум, Харькова, Одессы. Прибыли вечером в столицу, нашли нужную модель, на которую поступил заказ, угнали ее в час-два ночи — и сразу же уехали из Киева в свой регион. За 5–6 часов они добираются, к примеру, до Одессы.
— Утром человек в Киеве просыпается, звонит 102, чтобы сообщить об угоне, а его автомобиль уже давно в Одессе. Его уже начали разбирать или перебивать номера, — говорит Владимир Медведев. — Спустя столько времени бессмысленно объявлять план «Перехват», потому что машина уже спрятана. За год в Киеве стабильно регистрируют по 500–600 угонов, но раскрывается только треть. Трудности связаны с тем, что чаще всего ни свидетелей, ни следов преступники не оставляют.
Путаный Dream Town
По сведениям милиции, в больших торговых центрах Киева, где много выходов, владельцы просто забывают, где оставили машину. Выходят, и получается ситуация, как в комедии «Мимино», где герой Фрунзика Мкртчяна перепутал двор, в котором оставил свой грузовик и подумал, что его угнали.
— Буквально каждый день звонят покупатели из оболонского ТРЦ Dream Town: у меня угнали автомобиль! Дежурный уже привычно успокаивает: не горячитесь, обойдите торговый центр, — говорят в столичном милицейском главке. — И, действительно, в 90% случаев машины находятся там, где их оставили забывчивые хозяева.
Бывают и вовсе банальные случаи, когда «железных коней» воруют соседи. Подобный инцидент был в Оболонском районе в прошлом году. Местная жительница поставила машину, нагрузилась покупками и выронила по пути ключи от авто. Сосед, который шел в это время через освещенный двор, заметил, как у нее что-то упало в снег.
— Когда автолюбительница зашла в подъезд, сосед решил проверить, что это барышня потеряла. Порывшись в снегу, нашел ключи от автомобиля, — рассказывает помощник начальника Оболонского РУВД Виктория Белозерцева. — Ночью он перегнал машину в другой район и оставил во дворах, чтобы выждать. Сам же показательно сочувствовал соседке, рыдавшей из-за украденной машины. Когда оперативники разыскали спрятанную машину, решили выставить засаду. Через две недели сосед пришел перегнать краденое авто, и его задержали. Недавно Оболонский райсуд приговорил его к трем годам условно.
Цена вопроса
Сканеры и блоки для автоугонов производят как отечественные кулибины из подручных средств — старых телефонов «нокиа» — так и заграничные — чаще всего в Китае, России и Польше. Затем по нелегальным каналам приборы ввозят в Украину. Средняя цена автосканера — $2 тыс., блок для промывки «мозгов» автокомпьютера — $8–10 тыс. В милиции говорят, что есть такие совершенные сканеры, которыми даже не обязательно ловить сигнал, когда человек ставит машину на сигнализацию. Достаточно просто подойти после постановки авто на «противоугонку» и толкнуть колесо ногой — сработает сигнализация, и воровской сканер поймает нужную частоту.
Милиционеры предостерегают: когда хозяин машины включает сигнализацию, ему нужно обращать внимание на подозрительных людей, которые в это время находятся между ним и автомобилем, либо сидят в другом авто неподалеку. Отдельные банды в Киеве работают только с автосканерами без допоборудования и специализируются на кражах из машин. Они бродят под супермаркетами и кинотеатрами и рассматривают салоны автомобилей в поисках ценностей. Чаще всего воруют ноутбуки, борсетки, навигаторы, магнитолы.
Цифры
89 угонов совершено
в Киеве за январь—февраль 2013 года.
67 машин украли
ночью
Среди лидеров:
«ВАЗ» - 15
«Тойота» - 10
«БМВ» - 7
«Мерседес», «Дэу» - по 6