03:00

вторник,
21 сентября

5-9 классы будут учиться по новым стандартам. Что это значит?

05.10.2020 / 07:00
5-9 классы будут учиться по новым стандартам. Что это значит?
Кабмин утвердил новый государственный стандарт базового среднего образования, по которому школьники будут учиться с 2022 года.

По сути, это продолжение реформы НУШ украинской школы в следующих классах. В течение следующего года должна начаться подготовка к внедрению нового стандарта, поэтому премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил о рекордных расходах на образование в проекте Госбюджета на 2021. «На 34 млрд грн больше для образовательной сферы, чем в этом году. Это рекордные 159 млрд грн для Министерства образования и науки, из которых 1,4 млрд грн будет выделено для программы «Новая украинская школа», - подчеркнул глава правительства.

Образовательная реформа уже зарекомендовала себя в начальных классах - родители школьников дружно отмечают, что детям действительно стало интересно на уроках, Учеба перестала быть оторвана от реальной жизни, а школа стала более дружественной средой. Согласно исследованию, проведенному в 2019 году, больше половины родителей поддерживают реформу НУШ, и среди информированных о реформе поддержка достигает 80%. Теперь подобных изменений ожидают и в средней школе.

Школа будет давать новые умения, соответствующие 21 веку

Одна из основных целей «Новой украинской школы» - дать детям не только общие знания, но и навыки, как эти знания применить. Собственно стандарт среднего образования как раз и нужен для того, чтобы определить, какими должны быть ожидаемые результаты от обучения в средней школе. Сочетание знаний с умением их применить называется компетентностями - ими должен обладать ученик после окончания учебы. Их, как и в начальной школе, определено 11 - свободное владение государственным языком, способность общаться на иностранных языках, математическая, научно-техническая, цифровая, экологическая, культурная и гражданско-социальная компетентности, инновационность и открытость к новым идеям, предприимчивость и финансовая грамотность, способность учиться на протяжении жизни.

Также стандарт вводит такое понятие как сквозные умения - они общие для всех компетенций. Это, по сути, навыки, которыми должен обладать человек XXI века. Кроме стандартных, такие как умение выражать собственное мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, теперь школьников будут учить управлять эмоциями, оценивать риски и принимать решения, решать проблемы и сотрудничать с другими. Например, умение управлять эмоциями предполагает, что ребенок будет в состоянии распознавать собственные эмоции и эмоциональное состояние других, понимать, как эмоции могут помогать и мешать. То есть, по сути, детей учить развивать эмоциональный интеллект, который, как считают некоторые современные ученые, даже важнее для успеха в жизни, чем уровень IQ.

Что ж, звучит вдохновляющее. Автор, которая 10 лет назад закончила школу, может сказать, что именно такие умения свое время хотелось бы получить, поэтому по-хорошему завидует нынешним школьникам. Хотя конечно, мы понимаем, что большую роль в этом будет играть желание учителей тоже меняться, идти в ногу со временем.

Отрасли вместо отдельных предметов

Что касается других изменений в подходах к обучению, одним из важнейших будет отсутствие привычного деления на предметы. Зато выделяются образовательные отрасли - культурно-литературная, математическая, естественная, технологическая, информативная, социальная и «здравооханительная», гражданская и историческая, художественная, физическая культура. То есть речь идет о том, что каждая образовательная отрасль имеет потенциал для развития каждой компетентности. Например, осваивать математику или язык можно не только на уроках по титульным предметам.

Как это будет выглядеть? Эксперт Института будущего Николай Скиба объясняет, что нынешний стандарт выделяет химию, физику, биологию как предметы, и это означает, что для каждого из них должна быть отдельная программа. А по новому стандарту, типовая программа будет создаваться для всей отрасли, а уже каждая школа будет решать, нужно ли делить отрасль на отдельные предметы или, например, лучше совместить химию и биологию или химию и физику.

«Тяготение к такому объединению иногда происходит и сейчас. Даже в нынешнем обновленном стандарте предмет «Украина. Всемирная история », в котором нет разделения на всемирную историю и историю Украины. Ученикам рассказывают что происходило в XX веке в центральной Европе и в это же время происходило в Украине. Таким образом складывается более целостная картина. Такую же цель имеет и объединение предметов в отрасли», - объясняет эксперт.

Кстати, перечня предметов в самом стандарте уже и нет - только описание того, что должен уметь ученик после освоения определенной отрасли знаний. Больше конкретики ожидается, когда будет создана типовая образовательная программа для школ.

Оценивание останется балльным, но с нюансами

Еще одно существенное отличие стандарта - ожидание конкретных результатов обучения (знаний и умений) не после каждого урока, а после целого цикла, который, как правило, будет двухлетним. «Это означает, что на один год может приходиться больше теоретического материала, на другой - практического или наоборот. Кроме того, это позволяет учесть индивидуальные особенности учеников, когда одни быстрее схватывают материал, а другие - медленнее», - объясняет Николай Скиба.

Определенные изменения должны произойти и с подходом к оценке, рассказал в интервью руководитель рабочей группы по разработке стандарта Роман Шиян. По его словам, при появлении балльного оценивания в средней школе (в начальной школе НУШ балльного оценивания нет. - Ред.), критически важно сохранить также и ценность «формирующей» оценки - то есть отслеживание личностного развития учащихся. Балльное оценивание должно быть оценивающим «пакет» результатов. «Если мы покажем пакет учебных результатов по каждой отрасли, то это уже не будет так фатально - получить двойку по украинскому языку. Ты можешь иметь высшие достижения по письму и хуже, например, по чтению. А если разложить на конкретные результаты, то можно увидеть еще и сильные стороны, на которых можно строить дальнейшую перспективу. И это также важно для коммуникации с учеником и родителями: тебе надо вот это усилить, а не сказать: "У тебя тройка"», - убежден Роман Шиян.

Как конкретно будет выглядеть новая система, станет известно позже, ведь только в феврале должна начаться разработка критериев оценки.

«Оценивание знаний все равно останется по балльной системе. Поэтому для тех, кто беспокоится об оценках, хорошая новость в том, что они никуда не исчезнут. Но, скорее всего, будут дополнены описательными характеристиками умений и навыков. Это не очень хорошая новость для педагогов, которые должны будут получить новую квалификацию по такому оцениванию. Но с другой стороны, такой специалист будет цениться не только в школе, но и в компаниях - то есть стирается грань между педагогом и HR-специалистом (специалистом по управлению человеческими ресурсами. - Авт.)», - объясняет Николай Скиба.

Однако он отмечает: важны не оценки, а наличие знаний, навыков и отношение ученика к обучению. «Именно это должна дать школа, иначе молодой человек приходит дезориентированным в вуз, теряет там время, а затем компания не может принять его на работу. Поэтому стандарт нацелен на то, чтобы молодой человек мог понимать, для чего ему эти знания, учиться самостоятельно проявлять их на практике», - заключает эксперт.

Почему учителям уже сейчас нужно быть проактивными?

Согласно планам МОН, образовательные программы по обновленному стандарту предстоит разработать до февраля следующего года, а критерии оценки учеников - в феврале-сентябре 2021 года. В марте-апреле 2021 года предстоит подготовить тренеров НУШ к пилотному испытанию стандарта. А тренинги для учителей по внедрению стандарта запланированы на июнь-август 2021 и 2022 годов.

Это время, по словам Николая Скибы, участникам образовательного процесса нужно использовать максимально эффективно.

«Стандарт может выполнять коммуникационную роль. То есть к стандарту следует подходить активно - не воспринимать как констатацию, а задавать вопросы - при каких условиях потенциал, заложенный в него, сработает? И есть ли сегодня все необходимое, чтобы образовательные программы, которые будут созданы, были действительно новым шагом в развитии системы образования, а не просто еще одним бюрократическим циклом?» - убежден эксперт. Он также считает, что педагогам следует инициировать изменения, в том числе и в системе оплаты труда. «Если мы говорим о циклическом обучении, то надо оплачивать не почасовую работу учителя, а учитывать, что педагогу необходимо сделать, чтобы за два года достичь поставленных результатов. Ведь в реальности это значительно больший объем работы», - заключает господин Скиба.

На недавнем заседании Кабмина глава Министерства образования и науки Сергей Шкарлет сообщил, что после обращения парламентского образовательного комитета была создана рабочая группа для разработки проекта Концепции трансформации оплаты труда работников заведений и учреждений образования и науки. Хотелось бы, чтобы эту концепцию утвердили все же до начала реформы средней школы в 2022 году, ведь желание учителей становиться лучше должнот также мотивироваться финансово.

Юлия Горбань, Киев

Источник

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
20 сентября