Случай в харьковской школе, где с девочкой не поделились тортом потому, что мама не сдала, как все, деньги, а учительница при этом выставила ее на посмешище всему классу, всколыхнул просторы украинского интернета. Такие случаи не редкость. Мы просто привыкли проглатывать их, уходить, переводить своих детей в другие классы или забирать на домашнее обучение. Привыкли смиряться и прощать.
Я тоже была в такой ситуации в саду. Мои жалобы закончились тем, что ребенка перестали дискриминировать, группе добавили еще одного педагога и стали очень аккуратно относиться ко всем поборам.
После некоторого опыта с родительскими комитетами в саду и школе, я решила забрать сына из системы и обучать дома. Просто потому, что ты можешь поменять школу или учителя, но родительское окружение останется тем же. И никакая реформа сверху не поможет украинскому образованию, пока основной фокус родителей – на поборах, пока основные средства собираются на шторки, а не на смыслы, пока нет понимания и умения выстраивать диалог в родительском коллективе.
Пока ресурс идет на все что угодно, кроме того, что влияет на качество взаимодействия и преподавания. Пока родители, как главные инвесторы, не поменяют свой запрос. Пока рабская психология и готовность терпеть и молчать перед учителем или директором не будет побеждена здравым смыслом и чувством собственного достоинства.
Первый шаг – изменение формата родительских собраний. В большинстве случаев они сильно напоминают партийные. В них нет диалога, есть лишь монологи с отчетами и планами “руководящей партии учителей и родителей-активистов, спешащих им угодить”. Нет разговора о качестве и глубине происходящего в школе, есть лишь списки покупок и сумм. В них, как правило, нет пространства для обсуждения, как впрочем, и нет места вопросам типа “а хорошо ли здесь нашим детям?”, “интересно ли им?” “чему они учатся?”, “как мы можем влиять на атмосферу и что привнести в образовательное пространство?”.
Слишком часто групповая динамика в родительских группах разворачивается таким образом, что с одной стороны оказывается кивающее и на все соглашающееся большинство (чтобы не портить отношения с учительницей), а с другой – один или два бунтаря, задающие неудобные вопросы или отказывающиеся финансировать все, что в умах большинства считается хорошей заботой о детях – сладкие столы, многоразовые поборы на сомнительные представления вместо уроков, безвкусные фотоальбомы, никому не нужные пособия или тетради, шторы, моющие средства и подарки учителям.
Это часто заканчивается не только осадком и разочарованием у взрослых. От этих баталий реально страдают дети. Они возвращаются после уроков уставшие и раздраженные – от всех несправедливостей и манипуляций взрослых. Они все понимают.
Потому что культуры не привносить конфликты взрослых в классы у нас нет. Потому что учителя считают нужным занять сторону большинства и регулярно травить детей бунтарей. Потому что родительские комитеты считают, что всеми этим поборами они покупают хорошее отношение школьных администраций и бонусом получают лояльные оценки для своих детей. Потому что мы позволяем администрации манипулировать детьми и своими родительскими комплексами.
Мы не привыкли уважать отличное от своего мнение. И даже выслушивать его нам неприятно. Нам слишком важно следовать линии большинства и соответствовать. Потому что озвучивание иного мнения подлежит наказанию и неприятию. “Председатели” родительских комитетов в лучших коммунистических традициях устраивают бунтарям публичную порку и травлю. Но диалога о добровольных, по сути, тратах личных денег на собраниях почти никогда не происходит. А диктатура есть. И рабство тоже. Они из школы протекают в других сферы социальных отношений.
Чтобы поменять школу, важно поменять отношения внутри. Прежде всего, между родителями и администрацией. Нужно привнести туда культуру диалога и вовлечения. Культуру поиска совместных решений и согласия по ним. Культуру консенсуса и уважения к человеку вне зависимости от его мнения.
Каждому из нас важно помогать фасилитировать эти диалоги, становиться на сторону меньшинства в них и помогать прояснять позиции. Потому что просто затыкание и травля рано или поздно выливается в еще большее социальное напряжение. Оно не помогает трансформировать систему. Оно помогает ее взрывать изнутри, но не помогает мирно менять.
Важно привнести на родительские собрания новые вопросы, ответы на которые дадут возможность не только “покрасить парты”, но и изнутри менять происходящее – через обучение учителей и качественно новые совместные проекты на стыке учитель-ученик-родитель. Потому что дети видят и впитывают эту диктатуру и рабство, принимают это как модель социально одобряемого поведения, и воспроизводят ее из поколения в поколение.
Время большинства понемногу уходит, и нам важно учитывать единичные голоса бунтарей на родительских собраниях – потому что настоящая демократия она не о власти большинства, она – о пространстве включить меньшинство в общие решения. А в стране демократия невозможна, пока диктатура царит в школах, а рабство – в головах.