В сети бурно обсуждают слухи о торговле органами из зоны АТО. Якобы, появились бизнесмены, жаждущие нажиться на войне, а именно на продаже органов тяжелораненых и только что убитых бойцов.
Так, еще в июле подобное обвинение российские журналисты предъявили командиру батальона «Донбасс» Семену Семенченко, на что тот в шутку попросил власти Российской Федерации перестать присылать в качестве террористов алкоголиков. «На их печёнки падают цены», — иронично отметил Семенченко.
В том же месяце полковник запаса Владимир Рубан, который от украинской стороны является переговорщиком в зоне АТО с террористом Игорем Безлером (по кличке «Бес») заявлял журналистам, что в Горловке воспитанников детского дома использовали в «черной» трансплантологии для продажи органов.
«Взгляд» узнавал у экспертов, возможно ли торговать органами из зоны АТО, и получил отрицательный ответ.
В зоне АТО нет условий для транспортировки органов
«В условиях разрушенной инфраструктуры и необходимого медицинского оборудования перевозить человеческие органы из зоны АТО куда-либо невозможно», — заявил «Взгляду» Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов.
По его словам, для совершения торговли органами важно учитвыать:
— генотип человека, носителя органов;
— нужно иметь доступ к базе данных людей, которым нужна пересадка тех или иных генотипов, которые есть, а Россия и Украина не входит в систему обмена этих баз данных;
— также важно качество доставки.
«Даже если сделали анализ, и орган подходит, и есть связь с международной базой данных, то как доставить орган из зоны АТО? Допустим, если почки положили в специальный охлажденный контейнер и приняли все меры, то доставить орган нужно в течении нескольких часов, что сделать из зоны АТО практически невозможно», — говорит Сердюк.
По словам эксперта, гораздо легче заниматься трансплантацией тканей, так как хранятся они дольше, чем органы.
«Например, роговицу глаза, хрящевые и костные ткани можно действительно долго хранить. Теоретически доставка возможна», — констатирует эксперт.
Сердюк подчеркивает, что информация о торговле органами из зоны боевых действий распространяется исключительно для того, чтобы сеять панику среди населения и дестабилизировать ситуацию. Распространители панических слухов, по его словам, должны быть наказаны.
Милиция на Донбасе ничего не может сделать
Президент Международного правозащитного центра «Ла Страда-Украина» Екатерина Левченко уверяет, что в ситуации беззакония, которая на сегодняшний день наблюдается на Донбассе, возрастает любая преступность, особенно та, которая приносит большую прибыль.
«Наш центр получал информацию о торговле органами в этих регионах, хотя она не проверена и проверить ее на сегодняшний день нет никакой возможности», — говорит Левченко.
Она подчеркнула, что пресечение незаконной торговли органами — это компетенция органов МВД, а милиция в данной ситуации на Донбассе ничего не может сделать.
«Когда мы говорили о случаях торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации с представителями департамента по торговле людьми МВД, там сотрудники честно сказали: на тех территориях, которые сегодня контролируются террористами, милиция ничего сделать не может. Максимальное документирование, собирание фактов на будущее — это все», — разводит руками руководитель «Ла Страда-Украина».