Американского режиссера Наоми Умань знает едва ли не вся Черкасская область. Еще бы: женщина оставила дом в Калифорнии, работу, собственные фильмы и сначала поехала снимать в Мексику, а затем перебралась жить в Украину. Причем не в столицу, а в обычную украинскую деревушку — село Легедзино в Тальновском районе.
Все будет Либертад
Встречать журналиста «Взгляда» 51-летняя Наоми приезжает на велосипеде. Одета американка скромно, но под одеждой просматриваются многочисленные татуировки, на голове два хвостика, а через плечо перекинута расшитая сумка, в которой сидит пес.
— Наоми! — здоровается женщина, и представляет собаку: — А это Либертад.
Собеседница пока плохо и с сильным акцентом говорит по-русски, поэтому просит общаться в присутствии ее друга — художника Юрия Рафалюка. По дороге американка рассказывает о себе.
Ее предки давным-давно эмигрировали в США из Белоруссии, за долгие годы стали настоящими американцами. Наоми предполагает, что ее фамилия Умань, вероятно, появилась потому, что предки когда-то жили в одноименном городке Черкасской области.
Сама Наоми родилась в Нью-Йорке. Папа — адвокат, мама — социальный работник. У нее есть две сестры и брат.
С детства собеседнице «Взгляда» нравилось все, что связано с киноиндустрией, и она стала режиссером экспериментального кино. Такие фильмы снимают не для широкой публики: их показывают на фестивалях и выставках, на большой экран не выпускают. Тем не менее в США подобное кино ценят.
Наоми получила много наград за свои работы и даже успела стать преподавателем двух университетов. Но в один прекрасный момент она приехала в Украину, как она сама говорит, для съемок нового фильма, а подстегнули ее к этому критики. Один из них, увидев фильм Наоми про жизнь эмигрантов в Америке, заявил: «Да что она может понимать в жизни эмигрантов?» И она решилась.
— В Америке слишком много всего, — рассказывает Наоми. — Много еды, много опеки, все живут, как по графику. А здесь — настоящая жизнь. У вас такие люди, такие истории — каждый день в селе переживаешь что-то новое. Мне кажется, из этого и состоит жизнь. Здесь свобода и масса возможностей для самореализации.
Кстати, кличка собаки Наоми — Либертад — в переводе с испанского означает Свобода.
Голливуд — это скучно
— Экспериментальное кино — это не голливудский фастфуд, — уверяет Наоми. Она вспоминает, как год жила в Мексике в семье фермеров, которые держали коров и делали сыр — и все это в пустыне. Фильм по мотивам этого жизненного опыта она назвала «Лечче» («Молоко»).
— А потом был фильм «Малалечче», что значит «плохое молоко», — продолжает режиссер. — Я снимала картину про мексиканцев, которые эмигрировали в США без документов и работали у фермера. Основной посыл: в Америке и нелегалы, и коровы — все бесправные рабы.
Долгое время Наоми преподавала в университетах Чикаго и Калифорнии, а Голливуд считает скучным местом, хотя успела поработать и там.
— Сто человек на съемочной площадке, — рассказывает Наоми. — Один человек снимает, один снимается, а все остальные целыми днями сидят в сторонке сложа руки. Я этого не понимаю. Это же какие деньги! А в итоге может получиться так, что все выбросили на ветер, потому что фильм провалился в прокате.
Сейчас Наоми не стоит за камерой: вместо этого она увлеклась рисованием.
Удивлению нет предела
Первые месяцы в Украине для Наоми выдались непростыми. Языка она не знала — пришлось учить в спешке. Да и люди воспринимали ее как заморскую диковинку, но со временем жизнь наладилась. Наоми приобрела чудный дом в деревне, обзавелась двумя огородами. Местные бабушки взяли над ней шефство: показали, что и как сажать, научили консервировать огурчики и варить варенье.
Когда-то у соседки бабы Кати Наоми нашла старинную фотографию двух молодых людей. Оказалось, что за ней скрыта целая история — история знакомства, войны и безумной трагедии украинской семьи. Это так поразило Наоми, что она скопировала фотографию и разрисовала ее во всех красках.
А однажды в сельской школе заболел учитель английского языка — пришлось идти подменять. Школьники в Наоми тогда просто влюбились.
Кстати, она до сих пор поддерживает отношения с героями своих фильмов из Мексики.
— Я недавно ездила в Мексику, — рассказывает женщина. — Виделась со стареньким фермером — героем моего фильма о молоке. Он дал мне семена кукурузы. Когда начала сажать здесь, на украинском огороде — пришел сосед, такой же старый мужчина. Он помог мне посадить кукурузу — и это было очень символично. Ведь дали мне семена и помогли посадить их люди одного поколения из разных миров, которые даже не догадываются о существовании друг друга.
Режиссер признается: больше всего в Украине ее удивили люди. Одеваются стандартно, много работают, а отдыхают перед телевизором, в котором очень много негатива.
— Наверное, это менталитет, — рассуждает Наоми Умань. — Ведь украинцы пережили много тяжелых лет.
Село Легедзино в прошлом было огромным поселением трипольцев
Село Легедзино — настоящий мегаполис Трипольской культуры. Несколько лет назад археологи обнаружили здесь большое поселение трипольцев общей площадью около 450 га. Как оказалось, более пяти тысяч лет назад на этом месте был огромный по тем временам город с населением около 25 тысяч человек.
С тех пор раскопки в деревне не прекращаются, а это место облюбовали люди искусства. В селе купили дома режиссеры Истан Розумный, Анна Яровенко, художники Юрий Рафалюк и Борис Денисевич, археологи Алексей Корвин-Пионтровский, Борис Магомедов и Владимир Круц.
Немецкий художник Артур Клозе прожил в деревушке несколько месяцев, изучая орнаменты древних трипольцев.
В Легедзине стали регулярно снимать фильмы. Один из них — «Сказка о черном казаке» режиссера Владислава Чабанюка — выйдет на экраны уже этим летом. Кстати, Наоми Умань сыграла в нем мужскую роль, для которой побрилась наголо и продела в уши казацкие серьги.