20:20

четверг,
21 ноября

На улицах Киева началась самая настоящая война

19.02.2014 / 09:06
На улицах Киева началась самая настоящая война
На видеотрансляциях – их в день заседания Рады велось несколько, на разных сайтах, – не разглядеть тот момент, когда кто-то первым бросил булыжник или «коктейль Молотова»... Вот, например, люди идут по улице Институтской, поют патриотические песни – а вот уже дым, крики, кровь.

Эта ситуация – моментальный переход от мира к войне – прекрасно показала всю искусственность попыток договориться, предпринятых в последние дни. 

Не хотят договариваться! Или не могут: не разрешил же Яценюку Майдан создавать коалиционное правительство. Дуля в лоб, так сказать.
А чего хотел народ на Майдане, наверное, он и сам не знал. Но вряд ли того ужаса, что случился вчера...
«Думаем, как снять конфликт»
Заседание Рады закрылось, не успев начаться. Оппозиция блокировала трибуну – настаивала включать в повестку дня проект постановления о возврате Конституции 2004 года.
«Все требования власти выполнены, но они все равно не регистрируют постановление», – объяснила нам депутат Леся Оробец – в спортивных штанах и с какой в руках.
«Оно нарушает Конституцию и регламент, – возражал ей «регионал» Юрий Мирошниченко. – То постановление, которое предложила оппозиция, получило отрицательную экспертную оценку».
Заседание все не начиналось – лидеры фракций ссорились в кабинете спикера. Тому, вроде, стало плохо – сердце прихватило.
Еще бы – за окнами начиналась настоящая война.
«Настроение у нас боевое, думаем над тем, как снять конфликт», – говорил как раз регионал Борис Колесников нашему корреспонденту в кулуарах, когда всерьез громыхнуло в первый раз.
Из окон Рады было видно, как по небу расползаются облака черного дыма – опять начали жечь резину. Уличная нервозность моментально распространилась на депутатов. Их ругань становилась все громче и отчетливее. Апофеозом напряжения и абсурда стала драка «свободовки» Ирины Фарион и регионала Юрия Самойленко.
«Еще коммунистов немного потолкали», – отметил, улыбаясь, «батькивщинец» Александр Бригинец, который всего через пару часов напишет в соцсети: «Это настоящая война!».

Ранено больше 200 человек, 6 – погибли

На улицах атмосфера ни в какое сравнение с парламентской не шла. Если в Раде царила нервозность, то на улицах – ужас.
«Коктейли Молотова» в милиционеров летели один за другим. Ощущение, что все время зыбкого перемирия использовали для того, чтобы разлить бензин по бутылкам.
Заодно подожгли палатки митингующих на Антимайдане в Мариинском парке. Разбили и сожгли несколько машин депутатов, когда пытались штурмовать Раду. Напали на офис Партии регионов – устроили пожар на нижнем этаже. Там забили до смерти сотрудника – инженера-системотехника.
Разгромили и разграбили даже аптеку на ул. Грушевского. А заодно – находящийся в трех кварталах «Диамант-банк» на ул. Московской. Этот банк имеет отношение к нардепу Давиду Жвании.
И снова захватили столичную мэрию! Ее лишь день тому назад сдали властям.
Больше 200 человек с обеих сторон получили ранения. Об этом сообщили доктор, общественный деятель Ольга Богомолец и МВД.
Богомолец сообщила также о трех погибших от ран в Доме офицеров. Еще двух обнаружили на улице Институтской.
В МВД отмечают: сотрудники милиции попадают в госпиталь с огнестрельными ранениями.
«Из тела одного из бойцов спецподразделения извлекли пулю от пистолетного патрона», – сообщают в МВД.
Оппозиция знала, что так будет
...И не только оппозиция:
«Завтрашняя акция будет мирной». Это сказал Соболев. Слышали? Запомнили? Завтра поздно вечером я вспомню ему эти слова», – писал за сутки до боев в Киеве журналист и блогер Анатолий Шарий.
Когда на улицах уже гремели взрывы и лилась кровь, Виталий Кличко обращался к президенту с предложением о досрочных выборах.
«Это остановит кровопролитие», – уверил он.
Но все же понимают: досрочные выборы, конечно же, Кличко очень нужны. Только вот остановят ли они кровопролитие?
Не слишком ли дорогую цену платит народ за амбиции политиков, которые не могут договориться между собой или просто не хотят?

Столкновения начались снова. Как быть с амнистированными?

Как ни парадоксально, но очередной виток уличного конфликта никак не повлияет на закрывающиеся сейчас уголовные дела против освобожденных участников Майдана.
«Закон об амнистии безусловно будет действовать, потому что законы обратной силы не имеют. Разве что Рада его отменит. Но ни президент и правительство своими указами, ни суд своим решением не имеет полномочий останавливать распространение закона на граждан, на которых он направлен», – заявил нам адвокат, правозащитник Эдуард Багиров.
«Действие Закона об амнистии майдановцев, принятого 29 января, касается уголовных производств, которые были открыты с 27 декабря до 2 февраля. Им ничего не грозит, разве что попадутся вновь», – отмечает адвокат Андрей Осипов.

«Правый сектор» и милиция обменялись ультиматумами

Вчера днем «Правый сектор» призвал владельцев огнестрельного оружия сформировать отряды для защиты людей.
«Появилась подтвержденная информация о вероятном разгоне Майдана с помощью бронетехники и огнестрельного оружия», – заявила эта организация.
А руководители МВД и СБУ тем временем обнародовали совместное заявление, в котором предупредили: прибегнут к жестким мерам».
«В центре Киева начинается хаос. При этом лидеры оппозиции по телефону осуществляют режиссуру этих преступлений. Их цель одна – даже ценой человеческой крови добиться властных кресел. Мы не можем допустить дальнейшего нагнетания конфликта», – заявили Виталий Захарченко и Александр Якименко.
И предложили митингующим разойтись до 18.00 (вчерашнего дня). К моменту, когда номер готовился к печати, «жестких мер» еще не применяли. Единственная неприятность – перестал работать Киевский метрополитен. Столица погрузилась в ужасные пробки.

Перемирие закончилось. Что будет дальше?

Ответить на этот вопрос мы попросили ведущих украинских политических экспертов. Складывается впечатление: они ситуацией озадачены не меньше нашего. И говорят, надо было найти точки соприкосновения на переговорах. А теперь все пойдет по-новой: амнистии, портфели, перемирия...

Директор центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко:
– Произошло то, что и должно было произойти при отсутствии переговоров и формулы примирения. Радикалы внесли свою лепту. Но проблема больше в отсутствии уступок между властью и оппозицией. Закон об амнистии, который привел к временному перемирию, может работать только при политических договоренностях. Только переговоры и уступки уберут людей с улицы.

Директор института глобальных стратегий Вадим Карасев:
- Происходящее может привести к более жесткому силовому сценарию. Здесь ошибка оппозиции, которой следовало взять паузу и ни в коем случае не вести людей к Верховной Раде. Радикалам позволили выйти из-под контроля, и теперь они, а не парламентская оппозиция, формируют политическую повестку дня. Впрочем, и сама оппозиция в стенах парламента себя показала. Теперь оппозиции придется выпрашивать у власти новый закон об амнистии, добиваться освобождения очередных активистов. В общем, протесты, переговоры – все пойдет по новому кругу.


Если в Раде царила нервозность, то на улицах – ужас


Директор Центра общественных отношений Евгений Магда:
- Мне показалось, что лидеры парламентской оппозиции не контролируют ситуацию на улицах. По-моему, это очень сильно работает против Украины в целом. Оппозиционеры грозили, что заговорит улица, если Верховная Рада не будет голосовать по их предложению. И вот улица заговорила, и что теперь? Радикализация протестов работает против всех, в том числе оппозиции, которая столкнется с неприятными вопросами со стороны Запада. В западной политической культуре сложилось отрицательное восприятие радикалов, и те кадры, которые сегодня увидят во всем мире, начнут формировать оценку ситуации намного быстрее.


Политический эксперт Дмитрий Выдрин

- Есть социальный закон, который гласит, что стороны могут договориться только в том случае, если они идут на уступки. Поэтому власти следует опережать оппозицию в разумных предложениях, а та в свою очередь должна понимать, что нельзя выдвигать к власти невыполнимые требования, уподобляясь старухе из сказки о золотой рыбке. Всегда есть коридор для компромисса, который находится в пределах реальных возможностей власти и оппозиции, и пока не выйдешь в этот коридор, будет твориться беспредел на улице.

О штурме офиса ПР высказались уже несколько политиков-регионалов. Говорили о двух убитых «мирными демонстрантами». Депутат Олег Царев, например, сообщил, что один из сотрудников офиса спустился к митингующим, с просьбой пропустить перед штурмом женщин и детей. Его убили. Правда, в милиции эту информацию не подтвердили.

Зато в МЧС подтвердили смерть другого человека - Владимира Захарова, работавшего в офисе инженером. Нападающие забили его ногами и железными прутьями на первом этаже здания.

«В здании находились помощники депутатов, работники штаба, бвыло много посетителей, - рассказала нам помощница одного из депутатов ПР. - Все произошло стремительно. Повалил едкий дым, потом раздались крики, «женщины, срочно выходите». Мы спустились на первый этаж, где пришлось проходить сквозь толпу людей в масках и касках. Они кричали «суки», «проститутки», «чтоб ваши дети сдохли». Хватали за одежду, задирали юбки, вырывали из рук сумки. Многих ограбили, отняли мобильные телефоны. О том, что в здании погибли люди, мы не знали».

Погибших манифестантов жалко. Но они по крайней мере знали, куда шли и чем рисковали. А за что погиб 57-летний киевлянин, вопрос. Захаров всегда подчеркивал, что политика его не интересует. В шутку любил повторять: «не был, не участвовал»...

Директор Агенства моделирования ситуаций Виталий Бала

- Все зависит от того, как будут вести себя правоохранительные органы. Следует понимать, что жертвами политического террора могут стать обе стороны. Ведь кровь развязывает руки, которые тянутся к оружию. Тогда будут новые и новые жертвы. Если вчера утром еще можно было рассуждать о правительстве народного доверия, в которое бы вошли политически неангажированные кризисные менеджеры, то теперь об этом говорить уже не приходится. Нужно отметить, что ответственность за происходящее отчасти лежит на Верховной Раде, которая проявила политическую незрелость и не заслуживает народного доверия.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября