Трудяги нежного бизнеса
В День святого Валентина в Штатах ежесекундно продается 24 тысячи роз. Тех самых, что через уже несколько суток превращаются в вялые ветки с колючками, которые охапками утилизируют мусорщики. Но именно эти ветки вкупе с тоннами шоколада, декалитрами шампанского, сотнями тысяч картонных сердечек и мишек из полиэстера делают фирмам-производителям многомиллиардные обороты. Параллельно обогащаются рестораны, компании, обеспечивающие романтические праздники на дому, артисты, подрабатывающие на музыкальных вечеринках, салоны красоты и прочие труженики сферы услуг, на которую в обычный день спрос скудный.
В Украине масштаб, конечно, поменьше. Странный праздник в честь римского священника, тайно венчавшего, как гласит легенда, влюбленных легионеров и тем самым нарушавшего все законы церкви и общества, прижился у нас с середины 1990-х годов прошлого столетия. Впрочем, может, он и не прижился бы – все-таки уж слишком чужд этот день хоть православному, хоть постсоветскому украинцу, но идею новшества активно подхватили предприимчивые торговцы, привозящие из-за границы безделушки с сердечками.
За одни только сутки, 14 февраля, американские цветочники зарабатывают больше, чем за целых три месяца. Вся цветочная индустрия пашет на этот красный день календаря.
«Пиетет ко Дню святого Валентина тот же, что и к празднику 23 Февраля и 8 Марта, – размышляет кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии Наталья Бастун. – Кстати, 23 Февраля стало всеобщим праздником прямо у меня на глазах. Раньше это был такой же День, как и День металлурга или строителя – ведомственный праздник. Но потом было спущено идеологическое указание, которое очень хорошо подхватила система торговли. Между 23 Февраля и 8 Марта разница в пару недель. И пошло: мы – вам, а вы – нам».
Коммерческая жилка
Новые праздники, пришедшие с Запада, с одной стороны, чужды нашей культуре. С другой – для молодежи это повод выразить свои чувства и просто повеселиться. Поэтому они и приживаются.
«Удивительно, но в школах День влюбленных празднуют чуть ли не с первого класса: дети дарят друг другу валентинки, – говорит Наталья. – Это стихия, которую трудно остановить. И ее подогревают реклама и торговля».
Нам настойчиво внушают, что хоть раз в году каждый просто обязан демонстративно признаться кому-нибудь в любви. Оттого День святого Валентина считается весьма успешным коммерческим проектом: сколько в целом зарабатывает наша торговля, подсчитать, как в Америке, никто не брался. Зато высчитали накрутки на некоторые товары. Оказалось, что чем он менее практичный, тем накрутки выше.
Например, на открытки в виде сердечек они достигают 1000%. В целом же на праздник среднестатистический «влюбленный» просто обязан потратить не меньше 700-1000 грн. А не лучше ли просто сказать теплые слова родному человеку? И не только раз в год
А нужен ли этот подарок?
Глава Ассоциации внешней рекламы Артем Биденко: "Празднование Дня святого Валентина, равно как и Рождества или Нового года, в его нынешнем виде – это повод для того, чтобы большие компании могли поднимать свои продажи. Так маркетологи увеличивают покупаемость сувениров, одежды, ювелирных изделий. Гигантские корпорации имеют куда большее влияние на людей, чем государство. Они и диктуют моду. Это – побочный эффект эпохи потребления.
Мой совет: не ведитесь на акции и скидки – ни один продавец не продает в убыток. Будьте начеку, когда используют психологические моменты для того, чтобы побудить вас к покупке. Например, пишут рекламный текст на красном фоне, и он побуждает к покупке. Или используют слова-якоря: «купи», «покупай», «подари». И рекламируют псевдоскидки «0,99» – цену снижают всего на гривну, а покупателю кажется, что она стала заметно дешевле. И наконец, главное: подумайте, нужен ли вам или тому, кому вы покупаете подарок, именно этот товар?".
В честь матерей, президентов и потусторонней нечисти
День святого Валентина – не предел для предприимчивых коммерсантов. Есть еще немало поводов принести на нашу землю множество иностранных праздников и успешно «поднимать» миллионы на нашей любви ко всему новому и заморскому. Вот лишь несколько подобных красных дат, которые с упоением отмечаются на Западе. Там, правда, торговля реагирует на них распродажами – зарабатывая на обороте. У нас же принято делать «тематические» торговые наценки.
День святого Патрика - 17 марта
Святой Патрик считается покровителем Ирландии, который принес в страну христианство. Празднуют также в Великобритании и США, где велико ирландское население. Считается, что в этот день все празднующие становятся в душе немного ирландцами. Символ праздника – лист клевера. Празднующим обязательно нужно вырядиться в зеленый цвет, а лучше – примерить костюм леприкона. Можно также украсить помещение ирландскими флагами. В честь Дня святого Патрика проводят всевозможные акции и распродажи соответствующей атрибутики. 17 марта принято напиваться пивом. Поэтому праздник активно поддерживают пивные компании и пабы.
День матери - Второе воскресенье мая
Американское 8 Марта. Правда, в этот день принято поздравлять не всех женщин, а только матерей и беременных. Один из самых расходных в США – население тратит на это торжество около 1,8 миллиардов долларов. Скидки и распродажи, приуроченные к празднику, в основном распространяются на ассортимент товаров для женщин.
День отца - Третье воскресенье июня
23 Февраля на Западе не празднуют, а мужчин отблагодарить как-то надо, вот и выдумали американцы некий День отца. Это сугубо семейный праздник. Но он также сопровождается дарением сувениров, угощениями. Поэтому магазины не оставляют его без внимания: предлагают мужские подарочные наборы, практикуют скидки на технику, одежду и другой ассортимент товаров для сильного пола.
Хеллоуин - 31 октября
Канун Дня всех святых. Уходит корнями в традиции древних кельтов. Празднуется по всему миру. С некоторых пор празднование Хеллоуина сводится к костюмированным дискотекам и вечеринкам. Конец октября – самое время обогатиться, продавая всякую ерунду вроде масок, париков, костюмов нечисти. Не остаются в стороне крупные торговые сети, кафе, бары, рестораны и прочие увеселительные заведения. В позапрошлом году американские ретейлеры заработали благодаря празднику рекордно высокие прибыли – 8 млрд долларов. Это неудивительно, ведь в этой стране в Хеллоуин готовы развлекаться 170 млн жителей.
День президентов США - Третий понедельник февраля
Этот праздник – чисто американский. Посвящен должности и приурочен ко дню рождения Джорджа Вашингтона. Естественно, в основном отмечается в США. К этой дате магазины Штатов обычно устраивают краткосрочные распродажи патриотической символики. Продают одежду и прочие товары в стиле милитари, кантри или вестерн, а также сувенирные изображения президентов США.