Не нужно быть академиком, чтобы понять, что на стабильность валюты влияет политический кризис в стране. Это легко можно доказать: «Взгляд» сопоставил моменты, когда гривну лихорадило, с событиями на улицах столицы и в кабинетах политиков.
Закономерность налицо: чем более ожесточенным и непримиримым было противостояние на улицах – тем оглушительнее обваливался курс. То же самое происходило, когда оппозиция оказывалась не в состоянии провести эффективные переговоры или отклоняла предложения власти...
Мы поинтересовались у экспертов, в чем связь между противостоянием на улицах и стабильностью национальной валюты.
Три причины обвала
Во-первых, всякая нестабильность, особенно такая резкая, с выплескиванием противостояния на улицы, – излюбленное время для спекулянтов всех мастей. Это время, когда можно заработать на ровном месте, на эмоциях людей. Главное грамотно раздуть панику. Этим валютные спекулянты упорно занимаются все то время, пока в Украине продолжается политический кризис. К чести наших соотечественников, они достаточно сдержанно реагируют на уловки провокаторов с валютного рынка, давок и столпотворения возле обменников и у окошек банковских касс не замечено. Однако истерия на межбанке вокруг курса продолжается.
Во-вторых, заметно снизились валютные поступления от экспорта, что естественно для начала года, когда многие игроки еще на каникулах и продаж почти нет, а значит нет и вырученных денег. Таким образом, временно возник определенный дефицит доллара. Он, впрочем, закончится уже со дня на день.
В-третьих, девальвация гривны сама по себе всегда была очень выгодна экспортерам, напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. За счет падения стоимости родной валюты они могут зарабатывать баснословные деньги только на разнице в курсах. В нашей стране, которая крайне зависима от того, сколько и какого товара она продает за рубеж, сложилось очень мощное лобби экспортеров. Они не упускают возможности «продавить» свои интересы и на валютном рынке.
Кроме того, имеется прямая связь, проявляющаяся все сильнее. Политическая нестабильность больно бьет по репутации государства. Притоки иностранных инвестиций сокращаются. А взять в долг стране, где неспокойно, на мировом финансовом рынке, сами понимаете, непросто.
Почти как
в 2004-2005 годах
Международное рейтинговое агентство Moody`s уже успело заявить об увеличении рисков, которые могут спровоцировать резкий рост спроса на инвалюту, тем самым ухудшая и без того шаткую ситуацию с ликвидностью в Украине.
«Растущие протесты грозят Украине административным кризисом. Кроме того, это может спровоцировать резкое повышение спроса на валюту и ухудшить, таким образом, и без того сложную ситуацию в стране с внешней ликвидностью», – говорится в отчете Moody`s.
Аналитики сходятся во мнении, что сегодняшние протесты в Украине сопоставимы с протестами в 2004-2005 годах. Тревожные прогнозы иностранцев разделяют и отечественные эксперты.
«Политическое противостояние, которое длится уже более двух месяцев, пустило первые негативные ростки в экономику страны, – говорит Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине. – На события у нас уже отреагировал международный финансовый рынок. Украине и нашим предприятиям все сложнее получить кредиты за рубежом. Значительно возросла стоимость привлекаемых ресурсов.
И это все происходит на фоне общей нестабильности на всех переходных рынках, что связано с политикой ФРС США, которая привела к серьезному оттоку капитала из стран с развивающимися рынками, говорит эксперт. В результате ослабло большинство национальных валют таких государств. Что уж говорить о гривне, на которую давят политические волнения. Из-за роста курса доллара значительные проблемы испытывают компании, которые должны рассчитываться по долгам с иностранными кредиторами. Их потери уже исчисляются миллиардами.
«До событий на Грушевского мы видели предпосылки для реального роста экономики страны в этом году на уровне 2-3%, – заключает специалист. – Это и снятие торговых барьеров Россией, и получение кредита и снижение стоимости газа. Кроме того, на рост экономики положительно должны были повлиять увеличение как внутреннего, так и зарубежного спроса на украинские товары. События этого месяца нивелировали все эти положительные факторы».
Новый Кабмин
как шанс на спасение
Есть ли выход? Специалисты в один голос утверждают – он только один. Чем быстрее общество и политики успокоятся, тем больше шансов вернуть ситуацию на валютном рынке в нормальное русло. А курс – к комфортным для всех показателям, адекватным экономическим реалиям: 8,2-8,4 грн/$. Для этого необходим сильный стабилизирующий сигнал. «Первый шаг, который нужно сделать, – создать полноценное правительство, – считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Это положительно повлияет на поведение бизнесменов, инвесторов, а следовательно, нормализуется ситуация на межвалютном рынке и в экономике Украины в целом. Так будет обеспечена практически моментальная стабилизация курса доллара».
Во всем виноваты нервы
Зампредседателя Наблюдательного
совета
«Укрсоцбанка» Борис Тимонькин: "Ситуация, которая возникла с падением гривны, – это чисто нервы. Она же не экономического характера. У нас платежный баланс прошлого года – плюс 2 млрд долларов, в отличие от минус 4 млрд «зеленых» позапрошлого года. То есть таких серьезных объективных экономических факторов давления на курс нет. Ситуация была бы лучше, если бы люди не нервничали. К слову, нынешнее экономическое положение далеко не такое, как во время кризиса 2008-2009 годов, когда гривна за считаные месяцы девальвировала сразу в два раза.
Сегодня теневой сектор формирует повышенный спрос на валюту, который привел к резкому росту котировок валют на межбанке. При этом не наблюдается большого спроса на валюту со стороны населения. Национальный банк должен усилить мониторинг деятельности банковских учреждений, а также обратить внимание на «схемные» финансовые операции с валютой, которые осуществляются в интересах теневого сектора – он сейчас формирует значительную долю спроса на валюту".
Будущее зависит от НБУ
Ведущий эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь: "Курс упал в первую очередь из-за внешних факторов. Сегодня мы имеем ситуацию, когда не только гривна, но и многие валюты развивающихся стран слабеют. Это происходит и с российским рублем, и с турецкой лирой, и с польским злотым. То есть страдаем не только мы, но и практически все развивающиеся страны и Центральной, и Восточной Европы, которые не перешли на евро, а также страны СНГ. Существующее политическое противостояние, безусловно, стало катализатором падения гривны. Будущее нашей национальной валюты будет зависеть от двух факторов. Во-первых, это грамотная сбалансированная политика НБУ, а во-вторых, становится весьма актуальным вопрос внешних заимствований, которые может получить Украина. Многое будет зависеть от того, кто и под какие условия сможет предоставить нам финансы".
Больше падать уже не будет
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: "Резкое падение курса началось с тех пор, как обострилась ситуация и протестующие в Западной Украине принялись захватывать областные госадминистрации. В тех областях, где здания были захвачены, бизнесмены просто испугались и начали активно переводить деньги в валюту. Это обстоятельство и оказало давление на валютный рынок.
Поэтому в резком спросе на валюту ничего удивительного нет, это обоснованный и совершенно закономерный процесс.
Берем официальную статистику НБУ и объемы торгов на межбанковском валютном рынке. 23 января, когда еще не было захватов, объем торговли был только $2,4 млрд. 27 января, когда уже были захвачены администрации, он увеличился до $4,4 млрд. Дальше – больше: 28 января – $5 млрд, 29 января – $3 млрд, 30 января – $3,5 млрд, 31 января – $3,6 млрд.
Естественно, что вырос объем торгов, а когда требуются большие объемы, валюты уже не хватает. Поэтому курс и поднялся так сильно.
Но этот рост дошел до определенной точки. Выше рынок расти уже не хочет, он перенасыщен".
Хроника пикирующей гривны