Пока политики договариваются о подписании соглашения об ассоциации с ЕС, украинцы становятся все ближе и ближе к еврозоне через посещение европейских стран авиатранспортом. В этом году мы даже обогнали по пассажиропотоку некоторые страны Европы. Например, количество улетевших и прилетевших пассажиров через аэропорты Украины в январе–октябре 2013 года увеличился на 5,9% в сравнении с этим же периодом 2012 –почти до 13 млн. Это особенно радует, поскольку в этом году никакие мероприятия типа Евро-2012 не влияли на статистику перелетов. А вот некоторым странам ЕС нечем было похвастаться: там наблюдалось снижение воздушных пассажирских перевозок. Например, в Испании авиапоток снизился на 3,6%, на Кипре — на 17,5%, в Эстонии — на 13,8% и в Греции — на 5,2%.
Отрадно, что растут наши полеты в ЕС не только обычными авиарейсами, но и в сегменте бизнес перелетов. Гендиректор управляющей международным аэропортом «Киев» (Жуляны) компании «Мастер-Авия» Алексей Яковец в ходе открытия бизнес-терминала в Жулянах 12 декабря рассказал о том, что еще в уходящем году количество бизнес-рейсов составит 17-18 тыс. Для сравнения: за весь прошлый год их выполнено не более 14 тыс.
Также Яковец надеется, что в дальнейшем аэропорт «Киев» все интенсивнее станет наступать на пятки основному аэропорту страны – «Борисполю». В январе-октябре, например, Жуляны нарастили пассажиропоток в 2,7 раза в сравнении с тем же периодом 2012 года до 1,6 млн человек. Яковец уверен, что этот показатель установится вскоре на ежегодной отметке в 1,8-1,9 млн пассажиров.
В Украине есть масса предпосылок для развития перевозок воздушным транспортом. Первая и самая главная, которой мы обязаны нашему правительству - уже летом 2015 г Украина и Евросоюз упростят режим воздушного сообщения. Об этом рассказал вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул.
Упрощение воздушного режима станет возможным благодаря парафированию договора о Совместном авиационном пространстве между Украиной и ЕС на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе 27 ноября 2013 г. Договоренность стала логическим завершением переговоров об общем авиационном пространстве с ЕС, которые начались еще в декабре 2007 года.
После того, как Украина приведет свое законодательство в соответствие с авиационными требованиями и стандартами ЕС, любая европейская авиакомпания сможет прилетать в любой украинский аэропорт, равно как и украинские авиакомпании смогут прилетать в любой европейский аэропорт. Это создаст конкуренцию, что позволит повысить качество авиауслуг и снизит стоимость перелетов. Это прямые выгоды нам, украинцам, от достижения договоренностей между ЕС и Украиной по проекту «Открытое небо».
Ожидается, что качество перелетов улучшится в рамках вступившего в силу с 1 декабря 2013 года Соглашения о сотрудничестве по гражданской глобальной навигационной спутниковой системе (GNSS) между ЕС и Украиной. В соответствии с этим документом Украина получила возможность привлекаться к программам разработки, развертывания и применения европейской спутниковой системы Galileo. 27 ноября в Брюсселе вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул и вице-президент Еврокомиссии – еврокомиссар по вопросам промышленности и предпринимательства Антонио Таяни подписали Совместное заявление о старте проекта ЭГНОС. В его рамках предусмотрено, что Еврокомиссия выделит Украине 5 млн евро для повышения качества спутниковой навигации на территории Украины. Эти и другие инновации, заложенные в соглашении с ЕС по «Открытому небу», создадут надлежащий уровень авиауслуг для пассажиров, говорит заместитель председателя Государственной авиационной службы Украины Александр Гречко.
Выиграют от «Открытого неба» не только простые украинцы, но и отечественные авиакомпании. Для них соглашение откроет новые рынки. А это новые рабочие места не только в самих авиакомпаниях и аэропортах, но также в туристическом бизнесе. К тому же это прекрасная возможность для украинцев лучше ознакомится с жизнью в ЕС, чтобы сложить собственное впечатление о будущем содружестве с этими странами.
Вторая причина, позволяющая быть уверенными в росте воздушного пассажиропотока - октябрьская новость относительно другого воздушного коридора. А именно - в октябре 2013 года Украина получила первую категорию безопасности Федеральной авиационной администрации США (FAA). Это позволило нашим авиаперевозчикам расширить географию полетов в США, а также упростить процедуру получения прав на полеты в Канаду, Австралию и Японию.
Третья предпосылка – развитие самих аэропортов Украины, которые смогут принимать все больше пассажиров. Направление бизнес-перелетов – перспективное и рентабельное, поэтому с их увеличением можно говорить, что европейские стандарты ведения дел в Украину перенесут именно предприниматели. Понимая это, Жуляны предприняли весомую попытку привлечь к себе бизнесменов, которые хотят иметь личную авиатехнику и в любое время лететь, куда надо.
Для этого 12 декабря в международном аэропорту «Киев» (Жуляны) был открыт новый терминал «С» для обслуживания частных самолетов. На терминал потратили около 80 млн грн. Проект - часть глобальной реконструкции аэропорта, который к 2018 году собирается обслуживать не менее 10 млн пассажиров ежегодно (сейчас – 1,6 млн).
Бизнес-терминал представляет собой два этажа площадью 2904 кв. м с отдельным перроном и ангарным комплексом для обслуживания самолетов. На первом этаже будут обслуживать пассажиров международных и внутренних рейсов. Там расположены магазины, кафе, комнаты ожидания, общий зал ожидания площадью 500 кв. м, помещение для курения. На втором этаже разместятся офисы и комнаты для экипажей, конференц-зал, переговорные, несколько номеров гостиничного типа. Проект также предусматривает брифинг-зал, где экипажи смогут подготовиться к выполнению полета, получить метеоинформацию, консультацию по маршруту. «Здесь предусмотрены переговорные комнаты в «чистой зоне». Если, например, человек прилетел на встречу, не имея украинской визы, в этой зоне можно провести переговоры и после этого улететь обратно. В этом случае пассажир не пересекает таможенную зону, не проходит пограничный и контроль безопасности. Переговорные комнаты рассчитаны на группы до десяти человек», - говорит гендиректор компании «Мастер-Авиа» Алексей Яковец.
Обычный пассажир рейсового самолета также сможет пользоваться бизнес-терминалом. Подождать рейс можно в VIP-зале, с питанием и напитками. Услуга, помимо стоимости билета будет стоить около 1500 грн.
Бизнес-терминал сможет обслуживать одновременно по 50 пассажиров на прилет и вылет, то есть 100 пассажиров в час. На большой пассажиропоток в терминале аэропорт не рассчитывает. Один рейс бизнес-джетом перевозит до 4-х пассажиров. Ежедневно ожидается 40 вылетов-прилетов, соответственно в день пассажиропоток составит 150-200 человек.
Жуляны не собирается конкурировать за бизнес-пассажира с аэропортом Борисполь. Уже сегодня киевском авиаузле соотношение чартеров, прилетающих в Борисполь и Жуляны, составляет 20% к 80%. Это объясняется тем, что Жуляны расположены ближе к центру города - всего 8 км.
В перспективе в аэропорту планируется увеличить пропускную способность действующего терминала «А», где останутся только регулярные рейсы и крупнейшие чартеры. В октябре с этой же целью был открыт временный терминал «D» площадь 3,2 тыс. кв. м, куда перевели все внутренние рейсы. На его строительство ушло полгода, потрачено и было потрачено 30 млн грн.
Таким образом, усилия правительства и руководств аэропортов направлены на то, чтобы украинцы, купившие авиабилет, чувствовали себя одинаково комфортно и безопасно и в иностранном самолете, и в отечественном. Авиация размывает экономические границы, поэтому и в Нью-Йорке, и во Франкфурте, и в отечественных аэропортах будут действовать одинаковые и прозрачные условия и стандарты, понятные для перевозчиков и пассажиров. Попадая в самолет, украинец не должен увидеть разницу в обслуживании европейском и отечественном – это та цель, которую преследовало правительство, подписываю соглашение о едином воздушном пространстве с Евросоюзом.