Эффективное и ответственное управление государственными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Украины, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и других стратегических целей социально-экономического развития страны.
Для защиты интересов граждан Украины правительство намерено обеспечить активизацию экономических процессов и формирование должного ресурса для решения социальных и инфраструктурных задач. Одно из таких направлений - модернизация системы управления госфинансами.
Так, Кабинет министров продолжает реформы в сфере госфинансов, запланировав, среди прочего, введение ограничения на размер внутреннего государственного долга в иностранной валюте, сокращение в 2013-2014 годах ряда налоговых льгот, переход к системе налогообложения недвижимости на основе стоимости, а также сокращение количества исключений из общих правил проведения государственных закупок. Соответствующие изменения запланированы в Стратегии развития системы управления госфинансами, утвержденной правительственным распоряжением 1 августа 2013 года (№774).
Эксперты отмечают, что Стратегией предусматриваются изменения не только в сфере налоговой и долговой политики, но и в сфере управления ликвидностью, регулирования квазифискальных операций, а также государственных инвестиций.
Она качественно дополнит ряд уже утвержденных документов, предусматривающих обновления в бюджетной системе: концепцию развития системы управления госфинансами правительство утвердило в сентябре 2012 года, а с октября-2007 действует правительственная стратегия модернизации системы управления госфинансами.
Такие решительные шаги направленные на социально-экономическое развитие Украины получили одобрение европейского сообщества. В частности, директор программ соседства Генерального директората по вопросам развития и сотрудничества Европейской комиссии Михаэль Колер отметил, что ЕС может возобновить выделение помощи Украине через механизм бюджетной поддержки при условии продолжения украинской стороной дальнейшей работы по реформированию системы управления госфинансами.
«Я считаю, если Украина и в дальнейшем будет демонстрировать прогресс в направлении управления госфинансами, не будет никаких проблем и ЕС сможет выделить сумму свыше 160 млн. евро для этих приоритетных направлений — это торговля, региональная политика и охрана окружающей природной среды», — отметил Колер.
Однако, для перехода украинской системы на европейские стандарты правительству потребуется реализовать большое количество мероприятий, полагают правительственные аналитики.
В частности директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудик считает, что бюджетную систему нужно перезагружать. Это огромная работа с точки зрения, как оптимизации расходов, так и создания условий для роста доходов благодаря реальному улучшению инвестиционного климата — путем борьбы с коррупцией, рейдерством, усовершенствования работы судебной системы и т.д. «Может показаться, что это слишком общие вещи, но без них ощутимые изменения в бюджетной сфере не произойдут», - отмечает эксперт.
В тоже время, по мнению экономических экспертов, госфинансы имеют стратегическое значение для регулирования реального и финансового секторов экономики, обеспечения развития регионов, поддержки предпринимательской деятельности. Наличие эффективной системы управления необходимо для обеспечения стабильности бюджетной системы, а также общей финансовой безопасности и экономического роста, подчеркивают профильные специалисты.
Внедрение Стратегии по каждому из направлений потребуется реализовать большое количество мероприятий. Все они будут осуществляться на основе адаптации украинской системы госфинансов к требованиям, установленным Директивами ЕС. Это относится практически ко всем блокам госфинансов, потому что каждый из них имеет принципиальное значение для формирования эффективной системы в целом.
К примеру, в направлении развития налоговой системы правительству необходимо обратить внимание на вопросы расширения базы налогообложения путем ликвидации налоговых льгот для отдельных предприятий или отраслей, изменения структуры налогов с прямых методов налогообложения на непрямые.
В тоже время важно, чтобы развитие системы госзакупок осуществлялось в соответствии с европейскими стандартами, где ключевую роль играет формирование единой структурированной системы госзакупок на принципах полной прозрачности, открытости, конкуренции и недопущения дискриминации, отмечают аналитики.
Правительственные инициативы прописанные в Стратегии, позволят аккумулировать меры по повышению бюджетной дисциплины, сокращению неэффективных расходов и потерь из-за коррупции, уверенны эксперты. Кроме того, такие бюджетные инструменты как возмещение НДС и размещение временно свободных средств ЕКС на депозитах имеют высокое значение для формирования инвестиционного климата и кредитования: использование их потенциала также формирует благоприятные условия для увеличения поступлений в бюджет.
Специалисты подчеркивают, что полноценное выполнение мероприятий позволяет рассчитывать на привлечение в бюджетный процесс в среднесрочной перспективе дополнительного ресурса в размере около 7-9% ВВП, что может сгладить остроту бюджетного дисбаланса.
Однако, для достижения запланированных результатов будет необходимо преодолеть огромную инерцию и противодействие лоббистских групп, а также провести огромный объем технической работы.
Кроме того, эксперты считают, что применение бюджетно-налоговых инструментов потребует аккуратного подхода, поскольку инвестиционный и бизнес климат крайне чувствительны к их воздействию.
Именно поэтому правительство с максимальной тщательностью отнеслось к вопросу составления этой дорожной карты, изучив международную практику и наработанный национальный опыт. Поэтапное внедрение новых норм в этой сфере позволит использовать имеющийся потенциал для расширения соответствующего пространства для маневра.
В тоже время сокращение уязвимости системы госфинансов от негативного влияния внешних факторов и повышение управляемости госдолга являются неотъемлемой частью общего комплекса мер по усовершенствованию фискальной политики.
Привлечение заемных ресурсов позволяет достигать конкретных целей государственной политики в сжатые сроки. Однако, займы сегодня уже завтра становятся долгами: соотношение общего госдолга к ВВП выросло с 12,3% в 2007 году до 36,6% в 2012 году. С учетом этого, по мнеию аналитиков, правительство должно определить оптимальные механизмы обеспечения качественного контроля над государственными обязательствами и удержания госдолга на безопасном уровне.
Работа в этом направлении будет продолжена, но уже сейчас очевидна целесообразность введения в нормативную практику таких индикаторов как отношение государственного внешнего долга к годовому экспорту и отношение объема совокупных платежей по обслуживанию госдолга к доходам госбюджета.
Эксперты напоминают, что рост госдолга привел к увеличению долговой нагрузки на госбюджет. По данным Счетной палаты, в первом полугодии 2013 расходы на погашение и обслуживание госдолга составили 49,8 млрд. грн: по сравнению с январем-июнем 2012 года такие расходы увеличились на 5,3 млрд. грн., или 12%.
Соотношение расходов госбюджета на погашение и обслуживание госдолга к доходам общего фонда увеличилось на 3,5 процентного пункта - до 35%. Также возросла доля расходов на обслуживание госдолга в расходах общего фонда госбюджета - с 7,9% в первом полугодии 2012 года до 8,8% в первом полугодии 2013 года.
Утвержденный каскад мер направлен не только на формирование предпосылок для общего оздоровления госфинансов в среднесрочной перспективе, но и закладывает основы для построения устойчивой, прогнозируемой и стабильной системы госфинансов, основанной на современных фискальных технологиях развитых стран, уверены правительственные аналитики.
Поэтому утвержденное правительством решение предусматривает как усиление бюджетной дисциплины и ответственности руководителей министерств и ведомств за использование бюджетного ресурса, так и кардинальное изменение ситуации с качеством бюджетного прогнозирования, эффективностью контроля и отдачей от вложения государственных средств.
Документом также предусматривается содействие принятию закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающего, в частности, введение трехлетнего планирования деятельности министерств и центральных органов исполнительной власти.
Повышение ответственности министров за состояние дел в соответствующей сфере государственного управления планируется путем внесения поправок к законам о Кабинете министров и о центральных органах исполнительной власти.
Согласно стратегии такие изменения позволят, среди прочего, концентрировать ресурсы госбюджета на приоритетных направлениях и задачах.