Пока Вашингтон и Брюссель прилагают все усилия, чтобы укрепить доверие к доллару и евро, ряд стран или отказываются от взаимных расчетов в этих международных валютах, или предпочитают собственные национальные валюты.
Доллар — на выход
Накануне саммита блока БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) Бразилия и Китай подписали соглашение о так называемой своп-линии — договор между центробанками обеих стран о взаимном обмене валют по фиксированному курсу на сумму $30 млрд. Зарезервированные таким образом деньги, в основном китайские юани, будут использоваться для взаимных расчетов при торговле между двумя странами.
Это означает, что Бразилия и Китай отказываются от американского доллара как единственной валюты в международных расчетах. Министр финансов Бразилии Гвидо Мантега подчеркнул, что этот шаг был предпринят во избежание турбулентности, постоянно возникающей на международных рынках.
$20 трлн составил в прошлом году объем международной торговли
Год назад аналогичное соглашение было подписано между Китаем и Россией, а в ближайшее время подобное соглашение может быть подписано между Китаем и Великобританией, которая станет первой державой из Большой семерки и Евросоюза, переходящей в международных расчетах на национальную валюту.
Поляки боятся евро
Во вторник премьер-министр Польши Дональд Туск выступил с инициативой провести в стране референдум о присоединении к еврозоне. Но для начала польским политикам необходимо будет внести изменения в конституцию, где злотый назван единственной национальной валютой. Со времен прихода к власти в 2007 году Туск постоянно пытается подтолкнуть Польшу к введению евро.
Однако ему мешают, причем не столько оппозиционные партии, сколько само польское население. «Поляки скептически относятся к присоединению к еврозоне, потому что боятся потерять экономическую и частично политическую независимость», — сказал «Взгляду» Дариуш Калан из Польского института международных дел. По его словам, экономика Польши сейчас достаточно стабильна, а что произойдет после введения евро — никто не знает. «Наши граждане очень внимательно следят за тем, что происходит в еврозоне, и считают, что это не самое безопасное место в мире», — говорит Дариуш Калан.
Постоянные разговоры правительственных чиновников о переходе на евро —
это не забота об экономике, а просто дань политике. «Туск, наверное, думает, что путем проведения референдума ему будет легче уговорить поляков. Но это скорее вопрос политики: те, кто сейчас у власти, хотят присоединиться к группе «больших мальчиков» в ЕС», —
уверен польский эксперт.