Вечерний “компромат”
В день, когда произошло силовое изъятие документов кейтеринговой компании ООО “Скай Фуд Сервисес” пресс-служба СБУ отчиталась на своем сайте об успешности спецоперации - признаки коррупции обнаружили в документах уже к вечеру. Скорость и рвение, с которыми силовики взялись за компанию, только добавили вопросов к происходящему вокруг “СФС”. Этот производитель бортпитания пользуется репутацией сравнительно молодого, но перспективного игрока рынка. По данным главы аэропорта Е.Дыхне, сумма ежемесячных поступлений от аренды “Скай Фуд Сервисес” объектов аэропорта составляет 1 млн. грн. Владельцы компании за собственные средства отремонтировали старое здание и закупили современное производственное оборудование. Так кому же понадобилось организовывать поиск “компромата” в офисе компании?
По мнению экспертов рынка, в “наезде” на быстрорастущую компанию может быль заинтересован монополист в сфере кейтеринга – ООО “До енд Ко Киев”. Как стало известно из недавнего интервью руководителя ГП МА “Борисполь” Е.Дыхне, этой компании принадлежит около 94% рынка бортового питания и только около 6% достается ООО “Скай Фуд Сервисес”. Хотя еще недавно, до появления “СФС”, “До & Ко” принадлежал весь рынок без остатка. Этот факт, считают специалисты, вполне мог послужить мотивом для монополиста организовать акцию по поиску силовиками “компромата” и прочих доказательств коррупции в офисе “СФС”. Кроме того, в ООО “До енд Ко Киев” наверняка знали об амбициозных планах развития конкурента, подкрепленных общей суммой инвестиций в бизнес в размере 14 млн. грн.
Четыре месяца коррупции
Наблюдатели за происходящим на отечественном рынке кейтеринга обратили внимание еще на одну особенность событий вокруг компании “СКФ”. Во время спецоперации в аэропорту “Борисполь”, которым с конца 2014 г. руководит Евгений Дыхне, в качестве повода правоохранители апеллировали к результатам журналистского расследования, показанного в сюжете телепрограммы “Схемы”. Как известно, журналисты проекта “Радио Свобода” ставят перед собой задачу вскрывать факты коррупции и придавать огласке компромат на тех или иных политиков. Озвученный силовиками повод в отношении “СФС”, в принципе, вполне мог выглядеть правдоподобным, если бы не одно “но” – сюжет “Схем” вышел в программе 15 января 2016 г., а реакция на него со стороны СБУ и прокуратуры датируется аж 11 мая 2016 г. Что же “смущало” правоохранителей на протяжении целых четырех месяцев, в течение которых они бездействовали?
Вывод напрашивается сам по себе. Вероятнее всего, они банально ждали нужного повода или удобного момента. А значит, версия о внешней управляемости “наезда” на ООО “Скай Фуд Сервисес” не выглядит слишком уж неправдоподобной. Как не кажется невероятной версия экспертов об участии в заранее спланированной акции против “СФС” и самих журналистов. Говоря о сюжете “Схем”, как минимум странным в нем выглядел комментарий адвоката В.Богданова, представляющего в судах монополиста, и в одночасье, демонстрация невозможности найти другую сторону конфликта, чтобы дать ей возможность высказаться. Сюжет получился далеким от стандартов журналистики, но формально стал поводом для правоохранителей заподозрить владельцев “СФС” в коррупции и приступить к поиску компромата в ее офисе.
Конфликт у “СФС” не с “Борисполем” - Дыхне
По мнению главы аэропорта “Борисполь” Евгения Дыхне, если у кейтеринговой компании и есть с кем-то конфликт, то точно не с его госпредприятием. Руководителя в значительной степени беспокоит возможность полной остановки работы компании, что приведет к прекращению поступлений значительных сумм в бюджет и возвращению к временам полного отсутствия конкуренции на рынке кейтеринга. Такое развитие событий, считает и.о. гендиректора “Борисполя”, не на пользу перспективам развития отечественного кейтеринга. Поскольку рынок лишается своего главного двигателя – конкуренции. Ранее глава аэропорта заявлял, что ключом к успеху любой госкомпании являются эффективный менеджмент и отсутствие коррупции.
“Думаю, что в результате честной конкурентной борьбы на территории аэропорта “Борисполь” будет работать не одна и не две кейтеринговые компании, а как можно больше. Реальный програсс в сегменте отечественного кейтеринга появится только тогда, когда у авиакомпаний появится настоящий, широкий выбор поставщиков бортового питания”, - считает глава ГП МА “Борисполь” Е.Дыхне. Он также выразил надежду, что времена рейдерских захватов предприятий с участием правоохранителей (под видом поиска “компромата”) канули в лету.
Как известно, за первые четыре месяца текущего года транзитный пассажиропоток в аэропорту “Борисполь” по сравнению с прошлым годом вырос на 13%.