Крупные сети АЗС стали резко взвинчивать цены на топливо, сообщили в «Консалтинговой группе А-95». 16 декабря на заправках KLO все горючее подорожало на 50 копеек: А-92 до 16,49 грн за литр, А-95 и дизель — до 16,59 грн./л. А WOG поднял расценки сразу на 1 грн: А-92 и ДТ у него доросли до 17,99 грн./л, А-95 — до 18,49 грн./л. У SOCAR ценник повысили только на один вид топлива — премиальный: гривну прибавили к стоимости А-95+ — до 18,49 грн./л.
Средние расценки по стране поднялись пока не очень сильно — на 0,13-0,14%: А-92 до 16,57 грн./л, А-95 — до 16,86 грн./л и дизель — до 16,58 грн./л.
У подорожания один виновник — дорогой доллар. «В ближайшие дни свои цены подтянут все остальные заправочные сети. И, думаю, на этом все может завершиться. Но, конечно, только если курс дальше не полетит вверх», — прокомментировал «Вестям» ситуацию сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Эксперты уверяют, что удешевление нефти (во вторник февральские контракты на Brent подешевели еще на 2,35% — до $59 за баррель) не перекрывает рост курса доллара. «До тех пор, пока не будет наведен порядок на финансовом рынке, цены на бензин будут «прыгать» вместе с гривней». Рыночная стоимость топлива нисколько не завышена, а спровоцирована курсом, экономической ситуацией в стране, внешними факторами и падением спроса», — заверил «Вести» замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Эксперты снова прикидывают темпы подорожания. «Обычно рост курса доллара на гривну влечет за собой удорожание бензина примерно на 80 копеек. Дизтоплива — чуть меньше. Многие выжидают неделю-две перед повышением цен, но некоторые начинают их взвинчивать сразу же», — отметил Дмитрий Марунич.
Единственное, что утешает — это увеличение топливных запасов украинских нефтетрейдеров. После того как они стали активнее скупать валюту (кстати, именно их председатель НБУ Валерия Гонтарева на последнем заседании с банкирами обвинили в скупке доллара), они выросли чуть ли не вполовину. Раньше ведь заправщики жаловались не только на высокий курс, но и на тотальный дефицит бакса.
«До последнего курсового «всплеска» удовлетворение потребности в валюте удавалось довести до 60%. Заслуги Нацбанка в этом — никакой. Проблема с дефицитом решалась в основном, за счет прямых договоренностей с экспортерами через коммерческие банки. Почти всегда это стоило дополнительные 0,8-1,2 гривны на каждом долларе», — сообщил «Вестям» президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.
По мере роста курса доллара нефтетрейдеры допускают новую волну валютного дефицита.