Об этом говорится в его сообщении от 25 сентября. Номера предназначены для обычного (белые), транзитного (красные) и пассажирского транспорта (желтые), а также специальные номера. Часть украинских номеров изображены в патенте уже с флагом Евросоюза (по аналогу с номерами стран ЕС). Есть и другой вариант — с флагом Украины.
Примечательно, что ГАИ в августе этого года подала заявку на новые номера не одна, а вместе с ООО «Голден Флора». Эта компания была зарегистрирована в Вишневом (Киевская обл.) в декабре 2013 г., в одной из квартир города. В июле 2014 г. ее директором стала Эльмира Салахатдинова. Она, Виктор Ривчаненко и Светлана Халупко сформировали уставный фонд предприятия в размере 1 тыс. грн в равных долях. Основной вид деятельности компании не очень сочетается с самим названием — обработка металлов и нанесение на них покрытия. Дополнительных данных как о самой фирме, так и об ее акционерах нет. Правда, существует полная тезка Эльмиры Салахатдиновой — преподаватель Национального авиационного университета.
Последний раз МВД заказывало номера в конце августа на сумму 53,24 млн грн у харьковской компании «Светофор» по процедуре закупке у одного участника, сообщало интернет-издание «Наші Гроші». Дело в том, что «Светофор», по данным этого издания, заключил лицензионный договор с КНВО «Форт», подконтрольным МВД. Эта компания совместно с польской фирмой «Утал» получили патенты на существующие номерные обозначения еще в 2010 г. Впоследствии МВД закупало у «Форт» автомобильные знаки по процедуре закупки у одного участника, как у собственника патента.
Эльмира Салахатдинова из НАУ вчера взяла трубку всего один раз. Выслушав вопрос журналиста «Капитала» о том, какое отношение «Голден Флора» имеет к автомобильным номерам, она попросила перезвонить ей через несколько часов. Мотивировала это тем, что ей нужно переговорить с бухгалтером. Но ни через два часа, ни до конца дня трубку она больше не брала. В департаменте ГАИ на запрос «Капитала» о том, почему он не мог зарегистрировать патент самостоятельно, без привлечения частных фирм, не ответили. Представитель пресс-службы департамента перезвонила вечером и сказала, что руководство пока не готово комментировать этот вопрос. Причина — для комментариев пока нет предмета. «Руководство в курсе, вопрос находится в стадии обсуждения», — добавила она.
Теперь фирма Салахатдиновой — эксклюзивный претендент на номерные заказы от ГАИ. «По условиям процедуры закупки собственник патента может стать единственным претендентом на право получения государственного заказа на изготовление автомобильных знаков. В таком случае услуги изготовления автомобильных знаков могут проводиться на открытом тендере лишь по согласию с собственником патента», — говорит юрист практики корпоративного права АО «Юскутум» Александр Паляничка.
Патентный поверенный компании IPStyle Мария Ортинская добавляет, что обладатель патента имеет достаточно широкие права на распоряжение объектами, которые он защищает. «Пока патент не оспорен, его обладатель имеет право разрешать и запрещать использовать номерные знаки с их изображением», — говорит она. По словам Ортинской, такие действия госорганов и связанных с ними частных структур в Украине достаточно стандартные и частые. В пример она приводит компанию «Юс-Дизайн», зарегистрировавшую на себя «электронный машиносчитываемый паспортный документ консорциума «ЕДАПС» и обложку загранпаспорта.
Такие действия, по ее словам, позволяют представителям госструктур и их партнерам из частных компаний зарабатывать на производстве охраняемых патентами образцов, а также получать роялти за их использование другими структурами.
Когда Украина вступит в ЕС, автомобильные номера придется постепенно менять. В прошлом году на каждую тысячу украинцев приходился 171 легковой автомобиль. Это означает, что в общей сложности в стране уже должно быть около 8 млн легковых авто.
Отсутствие открытых тендеров приводит к тому, что производство как документов, так и номеров в Украине стоит дорого, говорит Ортинская. Затраты перекладываются на плечи граждан. Стандартный комплект номеров по итогам предыдущей закупки обошелся МВД в 134,6 грн. Таким образом, потенциальный приблизительный объем рынка для нового номерного патента составляет 1 млрд грн.
Как говорит Мария Ортинская, препятствовать такой практике могло бы принятие законодательных изменений к закону «Об охране прав на промышленные образцы». Как писал «Капитал», еще в конце 2013 г. Госслужба интеллектуальной собственности разработала необходимый законопроект. Согласно документу, информация о заявках на промышленные образцы будет выкладываться на сайте ведомства, и любой желающий сможет возразить против регистрации сомнительных предложений. Впрочем, как вчера заявила Ортинская, эта инициатива «зависла» на стадии обсуждения.