В августе из четырех автомобилестроительных предприятий страны работало всего два и вместе они произвели менее двух сотен «легковушек». Эксперты осторожны в прогнозах: кризис могут пережить не все производители, а улучшения ситуации можно ждать не ранее весны следующего года.
По данным Ассоциации автопроизводителей «УкрАвтопром», в прошедшем месяце Запорожский автозавод (ЗАЗ), корпорации «Укравто» и Eurocar вместе выпустили всего 189 авто. Остальные производители не работали: корпорация «Богдан» остановила производство в июне, а Кременчугский автосборочный завод — в конце июля. В августе 2013 г. было выпущено 5268 «легковушек». Это почти в 28 раз больше, чем в нынешнем августе.
Несмотря на то, что после снижения спецпошлин и отмены утилизационного сбора с иномарок импортировать готовые автомобили в Украину и продавать их стало выгоднее, чем собирать здесь, отечественному автопрому до последнего удавалось удерживать позиции: в январе-июле 2014 г. украинские заводы произвели 22 904 автомобиля, и это было на 7,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, но уже по итогам 8 месяцев производство упало на 13 % по сравнению с январем-августом 2013 г.
Шагреневый рынок
По словам старшего аналитика инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, основная причина снижения количества выпускаемых легковых автомобилей и остановки производств — низкий спрос, вызванный неопределенной экономической и политической ситуацией в стране. С ним согласен и директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации «УкрАвтопром» Георгий Овсянников: «Рынок находится в депрессии, а работать на склад никто не будет».
Алексей Андрейченко уточняет: ЗАЗ и «Богдан» выпускают бюджетные автомобили, которые покупают менее обеспеченные люди. «А они в ситуации финансовой нестабильности переносят приобретение машины на лучшие времена», — пояснил эксперт.
На сокращение производства повлияли не только проблемы со сбытом на востоке страны и закрытие рынка Крыма, но и общее падение экономики, повлекшее за собой девальвацию гривни. Дно внутреннего рынка было «нащупано» еще в мае, когда в Украине было продано (включая импортные автомобили) всего 3 тыс. машин, что в пять раз меньше, чем за тот же период прошлого года.
Но в августе внутренний рынок легковых автомобилей продолжил падение год к году: операторам удалось реализовать свыше 6,6 тыс. легковушек (включая импортные), что на 74,7 % меньше по сравнению с августом 2013 г. А по итогам восьми месяцев дилеры недосчитались половины прошлогодних продаж, когда было реализовано почти 142 тыс. легковых автомобилей, сообщила информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting.
В то же время экспортные рынки для украинских автопроизводителей закрылись еще раньше. Основной заказчик — Россия — за первое полугодие текущего года приобрел всего 100 автомобилей. Еще один покупатель — Казахстан — в августе отказался от закупок машинокомплектов у ЗАЗ. Сегодня этому предприятию удалось сохранить только поставки машинокомплектов в Египет и нескольких сотен готовых машин в месяц в Узбекистан.
Ближайшие планы
В компании Eurocar сообщили «Капиталу», что останавливать производство на заводе пока не планируют, но при условии, что динамика сбыта не будет ухудшаться. На предприятии все еще надеются на восстановление спроса на внутреннем рынке.
По мнению Алексея Андрейченко, Eurocar оказался в самой благоприятной ситуации по сравнению с другими производителями: «Эта компания наиболее удалена от зоны боевых действий и производит относительно перспективную модель Skoda, которую пока легче всего продавать в самом дешевом сегменте».
Директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик считает, что основные причины падения производства за восемь месяцев 2014 г. — девальвация гривни, которая вызвала рост цен на авто, боевые действия на востоке Украины, аннексия Крыма и ухудшение социально-экономической ситуации в стране в целом. «Ситуация августа, в том числе приостановка работы большинства заводов, — это логический результат влияния всех указанных выше негативных факторов», — отметил он.
По словам Боровика, АИС с августа 2014 г. приостановила производство Geely и SsangYong на КрАСЗ на неопределенный срок и возобновила их импорт в готовом виде. «Рассматривать возможность восстановления производства сможем после стабилизации политической и экономической ситуации в стране и на рынке», — подчеркнул он.
Пресс-служба корпорации «Укравто» сообщила, что скорректировала свои производственные планы: до 15 октября ЗАЗ будет работать и выпускать автомобили в зависимости от потребностей рынка, а в ноябре-декабре 2014 г. и январе 2015 г. производство будет приостановлено: «Основное производство перейдет в спящий режим, но ЗАЗ продолжит выпуск машинокомплектов для GM Египет и экспорта автомобилей в Узбекистан и Беларусь. Завод будет работать на минимальной мощности шесть автомобилей в час».
Будущее туманно
Алексей Андрейченко считает, что ситуация в украинском автопроме может еще ухудшиться. По его мнению, существует две перспективы: дальнейшее снижение производства вплоть до полной остановки сборочных мощностей или государственная поддержка, в частности, за счет размещения заказов оборонного характера. «Для военных государство могло бы заказать автобусы. Кроме того, у нас сейчас для военных автомобили переоборудуют волонтеры чуть ли не на СТО, поэтому если уже они могут бронировать машины, то автосборочному заводу намного легче наладить такой процесс», — уверен эксперт.
В компании Eurocar «Капиталу» сообщили, что в Министерстве экономического развития и торговли находится согласованный с министерствами проект развития автомобилестроения до 2020 г., который «предусматривает ряд мероприятий, направленных на стимулирование производства».
В то же время Алексей Андрейченко считает, что стимулирование государством потребительского спроса на гражданские автомобили сейчас маловероятно, «потому что у нас большие проблемы с бюджетом».
Эксперты не берутся прогнозировать судьбу автопрома на длительную перспективу. Георгий Овсянников говорит, что кризис могут пережить не все производители легковых автомобилей, но отказался назвать, какие из них имеют более высокие шансы остаться на рынке.
Легче всего переживут кризис те предприятия, имеющие экспортный потенциал, за счет которого можно компенсировать проблемы на внутреннем рынке, считает он. «Самые главные факторы, которые сейчас влияют на автопром, — судьба государства: как можно прогнозировать, будет ли в следующем году или через два года производство автомобилей в Украине, если мы не можем четко ответить на вопрос, каким будет территориально размер украинского рынка, — уточнил Овсянников. — Ведь Крым и Донбасс занимали 25 % украинского рынка. Если знать, от чего отталкиваться, тогда можно прогнозировать и объем».