После того как автомобиль в нашей стране из предмета роскоши превратился в средство передвижения, почти каждый житель столицы стремится получить заветную «корочку» (пусть даже она давно превратилась в пластиковую карточку) – водительское удостоверение категории «В».
Причем многих не останавливает даже то, что автомобиля им не купить: наличие прав – это дополнительный «плюс» в резюме и возможность выручить друзей после гулянки.
Конечно, система обучения вождению здорово изменилась со времен СССР, когда это ремесло всерьез могли освоить только таксисты и водители грузовиков. Сейчас есть автокурсы для женщин, школы контраварийного вождения и даже факультатив для безнадежных учеников. Выбрать хорошего инструктора, который привьет правильные навыки вождения, – задача важная, ведь по информации столичной ГАИ более 30% аварий происходит с участием водителей со стажем менее года.
Выбираем автошколу
По действующему законодательству, для получения прав необходимо закончить автошколу. Только в Киеве действует более 160 различных курсов и автошкол – как государственных, так и частных. Перед выбором нужно уточнить, имеет ли та или иная школа лицензию на образовательную деятельность и аккредитацию в ГАИ.
Признаком хорошей автошколы будет собственный учебный класс, учебно-методические пособия с разработанной программой обучения, современные автомобили и опытные инструкторы. Полный курс обучения включает в себя теоретические занятия и, конечно, практическое вождение.
Если есть возможность выбрать автомобиль для практических занятий – выбирайте ту модель, которую в перспективе вы планируете приобрести, или подобную.
Сейчас многие автошколы предлагают посетить бесплатный ознакомительный урок – не пожалейте времени, сходите в два-три разных заведения – поймете разницу, заметите нюансы.
Грызем гранит ПДД
Приступив к изучению теоретической части, особое внимание уделите основным дорожным знакам, правилам обгона и скоростного режима. По пути в автошколу старайтесь искать глазами все дорожные знаки и повторяйте про себя, что они означают. Едете в маршрутке – анализируйте поведение водителя (хотя зачастую маршрутчики подают только отрицательные примеры маневров).
Просите, чтобы вам разъясняли все часто используемые термины – «помеха справа», «главная дорога». Хотя бы треть терминов должна отскакивать от зубов. Не забудьте выучить знаки регулировщика – почему-то мало кто действительно их хорошо знает, и часто новички теряются, видя вместо привычного светофора сотрудника ГАИ с жезлом в центре перекрестка.
Поставьте на домашний компьютер программу с билетами ПДД, по которым будете сдавать экзамен в ГАИ, и тренируйтесь «сдавать экзамен» дома.
Переходя к практическим занятиям, настоятельно рекомендуем вам все-таки освоить езду на механической КПП. Даже если вы планируете покупать автомобиль с «автоматом», не поленитесь освоить и «механику». В хорошей автошколе вас должны научить основным приемам движения: «змейка», заезд задним ходом в гараж, разворот в пределах двух полос, троганье в горку с ручника. Также очень важно приучить себя правильно держать руль и выработать удобную посадку в кресле.
Старайтесь прочувствовать габариты автомобиля, замечать все дорожные знаки и, конечно, сигналы светофора. Хороший инструктор всегда поможет сориентироваться в сложной ситуации, одновременно не даст потерять уверенность в собственных силах.
Сдавать экзамен или брать грех на душу?
Кроме, собственно, экзамена в ГАИ потребуется еще медсправка. С ней проблем нет.
«Проходил медкомиссию в сети частных клиник. Все врачи на месте – окулист, невропатолог и прочие, – делится опытом участник форума lanos.com.ua Андрей. – На все потратил около 20 мин., правда, заплатил 200 грн. С собой надо иметь только паспорт и фотографию 3х4. По-моему, не получить справку невозможно – надо быть полным неадекватом».
А вот сам экзамен – задача непростая. Новичков ловят на мелочах.
«Получала права две недели назад. Инструктор сразу предупредил, что сдать в ГАИ самой можно попробовать, но нереально (завалят) и придется ходить не один раз. Если теорию сдашь, то на вождении будут тебя катать, пока не сделаешь ошибку (а ошибку они найдут), – описывает свой опыт Марина, участница женского форума НАТАЛИ. – Поэтому решила заплатить (из всей группы в 25 человек не заплатило двое – они же и не сдали теорию, все остальные пошли сдавать вождение и сдали), была озвучена сумма $280 (теория + вождение). Через неделю приехала и забрала права – 230 грн в кассу».
Самые необычные курсы страны
Автоледи. Курсы только для женщин. «Основная черта женского стиля вождения – аккуратность, мужского – экспериментальность. Женщина-водитель по натуре своей осмотрительна, ей не присуще самообучение. Мужчина за рулем постоянно экспериментирует, практикуется, осваивает новые навыки езды – потому что не боится идти на риск, – рассказывает основатель автошколы для женщин Ольга Байбородина. – Об этом, кстати, свидетельствует и статистика аварий: женщины меньше мужчин попадают в ДТП».
Альфа-щит. В школе есть курс обучения для персональных телохранителей, так называемый курс антитеррористической подготовки. Обучение проводится на специальном полигоне, где моделируются экстремальные ситуации.
Жук. Здесь используются только автомобили Volkswagen New Beatle, или просто «жук». Девиз автошколы – «уроки вождения с удовольствием». Также есть специальный курс для тех, у кого «девичья память».