09:55

среда,
24 апреля

Почему КБ «Южное» постоянно теряет заказчиков?

23.08.2019 / 17:52
Почему КБ «Южное» постоянно теряет заказчиков?
Что происходит в КБ Южное?
КБ «Южное» забирает львиную долю бюджетных денег, но не выполняет в должной степени отведенную роль флагмана «украинского космоса». Проекты не создаются, контракты не выполняются

Прекращение сотрудничества: очередной вымысел или реальность

Недавно в ряде СМИ стали появляться публикации о том, что российский холдинг «S7 AirSpace Corporation» намерен расторгнуть договор с КБ «Южное» (КБЮ). Причиной была названа замена технически устаревших украинских ракет «Зенит» на современные ракеты другого разработчика, более экономичные и производительные. Как обстоят дела на самом деле?

Вот уже не первый год Украина является «лакомым кусочком» российских СМИ, которые постоянно профанируют новости о государстве. Руководство Роскосмоса и холдинга S7 информацию не подтвердили. Текущий контракт имеет юридическую силу до 2022 года, в рамках которого, по программе «Морской старт», Южмашу необходимо осуществить поставку 12 ракет «Зенит 3SL». А вот после окончания действия контракта российский холдинг действительно не предусматривает дальнейшее сотрудничество с предприятиями Украины. В чем же дело? Почему «Южное» теряет свою былую славу?

В советский период КБ «Южное» имело огромные успехи в аэрокосмической отрасли. Мировую славу получили ракеты «Зенит» и «Циклон». Первые и сегодня благополучно используются в рамках международных космических программ. Однако чтобы быть достойными конкурентами на рынке ракетно-космической индустрии нужно модерновое производство, в этом то и заключается главная проблема предприятия. Легендарные ракеты, к сожалению, технически и экономически устарели. Поэтому российская компания «S7» в будущем планирует использовать разработки отечественных производителей.

Что происходит с «украинским космосом»

Космическая отрасль Украины давно уже не является должным конкурентом в ракетостроении тем странам, с которыми была в пятерке лидеров, а КБ «Южное» уже давно не соответствует стандартам современности и за годы независимости Украины не сконструировало ни единой новой разработки. Почему сегодня ракеты Южного не взлетают и отрасль на грани выживания?

Напомним, КБ «Южное» им. М. К. Янгеля – базовая организация «украинского космоса». Украинская ракетно-космическая отрасль состоит из 25 предприятий, самым масштабным является Южмаш, где воплощаются в жизнь подавляющее большинство разработок КБ «Южное». Конструкторское бюро является полностью государственным предприятием и подчиняется ГКАУ (Государственному космическому агентству Украины). А в связи с тем, что ракетостроение сегодня не является приоритетным, предприятие выживает за счет бюджетных дотаций. Компании не получают финансирование в полном объеме и поэтому находятся на грани развала.

Впрочем, непосредственно КБ «Южное» забирает львиную долю бюджетных денег, но не выполняет в должной степени отведенную роль флагмана «украинского космоса». Все новые разработки не выходят дальше разговоров и незаконченных чертежей. Среднемесячный доход работника КБЮ — 12 тысяч гривен, в то время как оклад гендиректора составляет 450 тысяч гривен. Только задумайтесь об этих цифрах! На предприятии задержек выплат не происходит, а автопарк пополняется новенькими дорогими авто, также не забывается приобретение дорогущих сувениров и медалей, канули в лето только новые разработки КБЮ.

Например, в 2015 году, когда Бразилия разорвала контракт с Украиной на изготовление и запуск ракет «Циклон 4», страна понесла убытки в размере 800 млн американских долларов. Все потому, что конструкторская документация не была полностью готова, сроки неоднократно переносились, стоимость контракта постоянно менялась в большую сторону, в итоге проект заморожен. Поговаривали, что по этому случаю было заведено уголовное дело в связи с нецелевым использованием бюджетных средств, но благодаря связям руководства КБЮ оно быстро замялось.

Сегодня частные аэрокосмические фирмы вытесняют за грани истории громоздкие конструкции, создавая им на замену продуктивные и экономичные ракеты. А все дело в том, что украинские космические предприятия закрыты для частных компаний. Видимо, так выгодно отраслевым чиновникам. Иначе как объяснить такое стремительное падение конкурентоспособности единственной востребованной рынком украинской ракеты «Зенит», а это уже тревожный сигнал о деградации, который может иметь необратимые последствия.

Аэрокосмическая отрасль Украины нуждается в тотальной перезагрузке, но сможет ли она снова стать лидером или продолжать стареть покажет ближайшее будущее.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
24 апреля
23 апреля
22 апреля