«Я возделываю 120 га земли, соберу осенью урожай и буду пробовать сдать землю в субаренду крупным агрохолдингам. Дальше трудиться не могу», — поясняет работающий под Уманью фермер Александр Пастушенко. По его словам, раньше за счёт накопленных на спецсчетах казначейства сумм НДС он закупал новую технику, но после частичной отмены спецрежима НДС для сельхозпроизводителей такой возможности у него нет.
«Фермеры хотят слишком много от государства, аграрный бизнес сейчас высокодоходный и без налоговых льгот», — как-то обмолвился в разговоре с корреспондентом Фокуса один из чиновников Минагрополитики. И действительно. По данным Госстата, рентабельность растениеводства в прошлом году превышала 43%.
Но такие показатели аналитик аграрного рынка компании «ПроАгро» Ярослав Левицкий связывает преимущественно с резкой девальвацией гривны в начале прошлого года. В результате всё необходимое для проведения посевной аграрии закупали ещё по низкому курсу гривны, а свою продукцию продавали уже по высокому. В этом году такая ситуация вряд ли повторится.
Украина практически исчерпала возможности для экстенсивного увеличения производства за счёт расширения посевных площадей. А урожаи у нас по мировым меркам более чем скромные. Лишь в начале текущего десятилетия отечественные аграрии вышли на среднюю урожайность кукурузы около 60 ц/га, тогда как для многих производителей в США и Европе и 120 ц/га давно не предел.
«Природный ресурс украинских чернозёмов и благоприятного климата для увеличения урожаев уже целиком исчерпан. Более высоких результатов можно добиться лишь за счёт использования передовых сортов, применения производительной сельхозтехники, внедрения современных аграрных технологий», — говорит Ярослав Левицкий. По его словам, интенсификация растениеводства требует больших инвестиций, а затяжной спад мирового рынка зерна и нестабильность в стране мешают этому.
По данным Госстата, в І полугодии 2016-го экспорт сельхозпродукции вырос всего лишь на 4%, до $6,8 млрд. Но рост обусловлен преимущественно увеличением продаж растительного масла на 22%, до $2 млрд. В других аграрных нишах ситуация хуже. К примеру, экспорт продукции животноводства упал на 13%, до $318 млн, а готовых пищевых продуктов — почти на 11%, до $1,1 млрд.
Сезон низких цен
В августе украинские аграрии завершили сбор ранних зерновых, намолотив 37 млн т зерна при средней урожайности 39 ц/га. С учётом поздних зерновых, которые ещё на полях, прогнозируемый урожай этого года составит 63–64 млн т. Это на 6–7% больше, чем в 2015-м и практически сопоставимо с урожаем удачного 2014-го. Потребление зерна на внутреннем рынке предположительно составит 25 млн т, а 38 млн т зерновых пойдёт на экспорт. Эти объёмы позволят Украине сохранить своё положение второго в мире по величине после США экспортёра зерна. Урожай же подсолнечника в Украине ожидают немного больше, чем в прошлом году — 14 млн т. На экспорт предположительно уйдёт 5 млн т подсолнечного масла и 5 млн т шрота подсолнуха.
Но валютной выручки от экспорта зерновых в страну поступит меньше. С 2013 года цены на зерновые на мировых рынках постоянно снижаются. По данным Мирового банка, за последний год пшеница подешевела на 30%, до $133 за т, а кукуруза — на 10%, до $162 за т. Подорожал в этом году лишь ячмень, да и то незначительно — на 4%, до $140 за т. Цена на ещё один стратегический товар украинских аграриев — подсолнечное масло — за последний год также снизилась на 10%, до $975 за т.
Чтобы улучшить финансовые показатели, фермерам нужно переориентироваться с экспорта сырья на продажи готовой продукции. «В прошлом году пшеницу экспортировали в среднем по $156 за т, а муку — по $179 за т. То есть, перейдя на экспорт муки, мы зарабатываем дополнительные $23 на тонне», — приводит пример экс-замминистра агрополитики Владислава Рутицкая. Процесс переориентации, впрочем, уже запущен. По прогнозам Ассоциации мукомолов, в этом году экспорт муки составит около 400 тыс. т, что почти на 25% больше, чем в 2015-м.
Украинскую продукцию более глубокой переработки в основном покупают восточные страны, но растёт и экспорт в ЕС. К примеру, по состоянию на 15 августа Украина использовала 27% годовой квоты (540 т) на экспорт глюкозы и 10% (200 т) — обработанной продукции из сахара. В прошлом году европейские квоты на эту продукцию практически не были использованы. Тем не менее существующие объёмы экспорта продуктов переработки растениеводческого сырья крайне малы по сравнению с объёмами экспорта зерна.
Не могут похвастаться большими успехами на внешних рынках и животноводы. Традиционно хорошо чувствует себя лишь бизнес по выращиванию мяса птицы. За семь месяцев текущего года экспорт мяса птицы вырос на 45%, до 131 тыс. т. Хотя цены на куриное мясо на мировых рынках просели и рост в денежном выражении составил лишь 26% (до $157 млн), птицеводам уже удалось преодолеть падение рынка 2015 года и вернуться к докризисным показателям. А вот объём экспорта свинины в этом году сократился в 25 раз, до 1 тыс. т. Столь стремительное падение связано как с закрытием российского рынка, так и с эпидемией африканской чумы свиней. В январе — июле этого года на 13%, до 9 млрд шт., сократилось также производство яиц. Причиной падения рынка стал отказ Израиля от отечественной продукции после того, как в украинских яйцах нашли бактерии сальмонеллы.
Существенно упали в денежном выражении доходы молочного бизнеса. В натуральном выражении производство молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось всего на 2%, до 6 млн т. Но, по подсчётам Продовольственной организации ООН (FAO), в июле этого года производство молока стало самым убыточным за последние шесть лет из-за подорожания кормов. Сокращается и экспорт молочных продуктов. За семь месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го он просел на 11%, до 224 тыс. т. При этом импорт увеличился на 58%, до 59 тыс. т. По мнению экономиста FAO Андрея Ярмака, помочь «молочникам» выйти из кризиса может переориентация с молочного животноводства на производство говядины. Но пока это перспективное направление животноводства находится в Украине в зачаточном состоянии.
Пусть меня научат
В любом случае рост импорта той же молочной продукции в условиях глубокой девальвации гривны доказывает, что пока большая часть украинских производителей не научилась выпускать качественную продукцию, способную конкурировать с европейскими брендами даже на внутреннем рынке. Украинские аграрии в основном ориентировались на сбыт в нетребовательных к качеству продукции странах СНГ. Но после российского эмбарго и ограничения доступа к рынкам Средней Азии из-за транспортной блокады РФ пока так и не смогли найти адекватной замены этим странам.
Впрочем, у украинских аграриев по-прежнему есть большой потенциал для роста. Примеров успешного продвижения на перспективные рынки продукции Made in Ukraine, в том числе с высокой добавленной стоимостью, уже предостаточно. Львовские соки под ТМ Galicia хорошо продаются даже в Польше, затоваренной продукцией местных производителей. А на полках лондонских супермаркетов Tesko недавно появилась украинская голубика стоимостью 2 фунта за упаковку немногим более 100 г. При этом некоторые страны в разы увеличили импорт украинской продукции. К примеру, объём экспорта в Индонезию в I полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2015-го вырос более чем на 700%.
Фермер с Кировоградщины Артур Нурхаметов считает, что украинский агробизнес не развивается быстрыми темпами не потому, что «государство не помогает», а из-за того, что большинство его коллег работают по старинке, как правило, лишь уповая на благоприятную погоду и надеясь на хороший урожай. Сам он пытается повысить урожай, внедрив так называемый метод точного земледелия — детальное изучение состояния полей при помощи спутниковых снимков, дронов, переносных мини-лабораторий и т. д. Этот метод позволяет точно оценить необходимость внесения удобрений и средств защиты растений, повышая продуктивность и снижая затраты.
А вот коллега Нурхаметова из Житомирской области сделала ставку на увеличение площадей под нишевыми культурами, на которые сейчас в мире повышенный спрос. «Я нашла покупателя на лён сама, в Австрии. Сейчас планирую закупить линию для переработки волокна и буду продавать не только семена, но и волокно. Это дополнительная прибыль», — говорит владелец агрокомпании «Заря» Ирина Костюшко. Нишевые культуры можно продать без помощи посредников — трейдеров лишь за счёт прямого контракта, заработав дополнительные 10–20%.
«Я работаю на нидерландскую компанию и часто организовываю поездки украинских фермеров в Нидерланды, — рассказывает Роман Пучко, менеджер компании Difco International, внедряющей методы точного земледелия. — Однажды мы заехали с двумя представителями одного из крупнейших украинских агрохолдингов к голландскому фермеру, который выращивает телят на мясо. Я представил ему членов украинской делегации: столько-то тысяч гектаров земли, столько-то тысяч свиней, столько-то тысяч коров, столько-то миллионов кур... Голландец улыбнулся: «Мне очень жаль, что им столько нужно, чтобы зарабатывать на жизнь».
По словам Нурхаметова, украинским фермерам нужно немного перестроиться, научиться маркетингу и европейским подходам к агробизнесу, начать внедрять новые технологии, вовремя подстраиваться под конъюнктуру рынка, находить новые ниши: «И тогда моим коллегам не придётся выходить на забастовки и требовать налоговых льгот».