11:42

среда,
22 января

Павел Шкапенко: «После третьего гола „Барселоне“ безногий приподнялся с коляски»

28.02.2014 / 09:51
Павел Шкапенко: «После третьего гола „Барселоне“ безногий приподнялся с коляски»
Он забивал «Барселоне». Но зенитом карьеры для Шкапенко стало киевское «Динамо», за которое юркий нападающий отбегал шесть сезонов. Венцом же динамовской карьеры для уроженца Запорожья был матч с «Барселоной», в котором он забил гол и заработал пенальти.

Слезы отца

– Павел, после домашней победы над «Барселоной» в Лиге чемпионов не было ли мыслей сходить к президенту «Динамо» Григорию Суркису и попросить о прибавке зарплаты?
– По кабинетам никогда не ходил. Да и не было в этом острой необходимости. Когда Лобановский вернулся в Киев, буквально за год нам подняли зарплату в два раза. До этого у меня была ставка $1200 в месяц. Сначала подняли до 2000, потом до 2500. Но были неплохие премиальные за победы в Лиге чемпионов.
А матч с «Барселоной» – это воспоминания на всю жизнь. Уже на пятой минуте забил мяч, стадион на мгновение затих – болельщики сами не поверили в такое счастье – а затем взорвался. Когда заработал пенальти, который реализовал Леоненко, на трибунах было что-то невообразимое. А когда Витя забил третий гол, безногий мужчина, сидящий за воротами гостей, в порыве ликования уронил трость и без нее приподнялся с инвалидной коляски!
– Вот только счастье было недолгим – до ответной игры, в которой «Барселона» обыграла «Динамо» 4:1.
– В 1993 году у нас была огромная разница в классе. В составе «Барселоны» тогда выступали Стоичков, Куман, Лаудруп, Гвардьола, Субисаррета, Гойкоэчеа, Салинас, Надаль Бегиристайн – там каждый, кто выходил на поле, был звездой. На «Камп Ноу» Ребров забил потрясающий гол, но хозяева ответили четырьмя. «Динамо» тогда Михаил Фоменко возглавлял, который сейчас небезуспешно работает со сборной Украины.
После матча мы понуро садимся в автобус. Рядом – роскошный красный кабриолет. Смотрю, к кабриолету подходит Лаудруп. Достает сигарету, спокойно прикуривает, не спеша усаживается за руль. И отбывает восвояси. Мы все в шоке – у нас тогда курить на глазах тренера нельзя было. А в «Барселоне» и 20 лет назад это было в порядке вещей.
– Правда ли, что за победу над «Баварией» в групповом турнире Лиги чемпионов в декабре 1994-го руководство «Динамо» обещало игрокам по $40 тыс. премиальных?
– Не совсем. Премиальные за победу в групповом турнире были, по-моему, по $3 тыс. Но за выход из группы бонусы уже внушали уважение. А перед матчем с «Баварией» у нас сложилась такая ситуация, что победа над немцами с разницей в два и более мячей выводила «Динамо» в следующий раунд турнира. Но тогда получить премиальные нам было не суждено – юный Андрей Шевченко забил мяч, на который гости ответили четырьмя.

Литовцы и красный пиджак

– Первое время после переезда в Киев вы жили в гостинице «Украина», куда также селили всех приезжих футболистов. В холле отеля стоял валютный киоск, где продавались алкогольные напитки. Говорят, что футболисты «Динамо» были постоянными клиентами этого киоска.
– Ну да, мы там регулярно покупали пиво и сигареты. Как-то Сабо почему-то не взял на сборы в Германию наших литовцев – Вальдаса Мартинкенаса и Игоря Панкратьева. После сбора возвращаюсь – вижу, мой пиджак висит в этом ларьке. Помните, тогда, в начале 1990-х, была мода на малиновые пиджаки? Ничего понять не могу. Подходит Мартинкенас с виноватым выражением лица. Говорит: «Паша, извини, у нас деньги закончились, мы твой пиджак заложили. Выкупи сам, как получим зарплату, отдадим».
– Леоненко мне рассказывал, что Сабо вам ставил ультиматум. Дескать, хочешь играть в основном составе – перестать водиться с Леоненко.
– Сабо – специфический человек. Ему все время что-то мешало. То солдаты возле базы пройдут во время сна, то еще что-то. Леону от него больше других доставалось – Витя постоянно юморил в ответ. Помню историю. Сидим, разбираем видео. Во время стоп-кадра Сабо кричит: «Леоненко, посмотри, ты почему стоишь?». Витя, ничтоже сумняшеся, отвечает: «Так нажмите кнопку play, я сразу же побегу».
– Сабо действительно вечером ходил по квартирам и проверял, дома ли подопечные?
– Да. В основном проверяли квартиры холостяков. Жены сильно возмущались, когда приходили к женатым ребятам, могли и не пустить. Сабо, правда, редко ходил. Чаще его помощники. Но среди ассистентов Йожефа Йожефовича были хорошие ребята. Анатолий Демьяненко после тренировки мог нас вполголоса предупредить: «Сегодня будет проверка».
– Из «Динамо» вы ушли в российский «Уралан». Вариантов поиграть в Западной Европе не было?
– В 1996 году ездил на просмотр в «Сандерленд». Уже успел обсудить и условия личного контракта – должен был получать 6 тыс. фунтов стерлингов в неделю, в Англии ведь зарплату еженедельно выдают. Но переходу помешали две причины. Во-первых, клубы не смогли договориться о моей трансферной стоимости. «Сандерленд» был готов заплатить за меня $800 тыс. «Динамо» требовало эту же сумму, но в фунтах стерлингов. Но главной, на мой взгляд, была вторая причина. Лобановский к тому времени уже приехал в Киев, готовился принять команду. Вроде как он велел Шкапенко не продавать.
– Сейчас чем занимаетесь?
– Работал детским тренером в школе. Выпустил ребят 1995 года рождения. Сейчас жду предложений. Детей по 7-8 лет набирать не хочу. Столкнулся с подходом, когда тренироваться негде, не на что мячи купить. Нужно на аренду поля собирать деньги с родителей. Хочется набраться опыта в работе со взрослыми командами.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
22 января
21 января
20 января